Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО»

Изображение - Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО»

    Великолепный век… Или полтора. Смотря как считать: ведь барокко, этот поистине великолепный стиль, пришел на смену Ренессансу в конце ХVI века и просуществовал до начала века ХVIII. Впрочем, так ли это важно? Ведь в реальной жизни стили не сменяли друг друга вместе с королями, как в учебнике истории, а плавно, незаметно видоизменялись, пока не достигали пика своего развития. Идеальный пример симбиоза стилей - итальянские палаццо. В эпоху «победившего барокко» виллы эпохи Ренессанса практически не перестраивали. Разве что над парадной залой, как бы мы сейчас сказали - в двусветном пространстве - устраивали галерею по периметру этой залы и переделывали лестницу, ведущую на второй этаж. Зато интерьеры пышно декорировали цветным мрамором, гипсовой лепниной, фантазийными росписями во вкусе нового щедрого стиля, полного экспрессии.

    В интерьерах вилл позднего барокко энергия движения и выразительность форм достигла своего апогея. Находясь в таком интерьере, чувствуешь себя словно в неких декорациях, настолько декор активен: он будто бы ждет действия, он нацелен на драматургию. Кстати, на подобной вилле вырос знаменитый кинорежиссер Лукино Висконти. (Вилла Эрба в городе Черноббио на озере Комо была родовым поместьем его матери.) В своих фильмах – и в «Леопарде», и в «Семейном портрете в интерьере» он почти дословно воспроизводит интерьеры родового гнезда. Внимательный зритель заметит в кадре приметы вычурного позднего барокко. История получила завершение: режиссер организовал действие в интерьере, ожидающем действия. На то он и гений.

    Но что касается коллекции лепного декора «Барокко», созданной мастерами компании «АЛЕКСАНДРИЯ», она лишь отчасти вдохновлена итальянским барокко. Скорее это – Версальская история: более сдержанные, куртуазные формы, тонко проработанные детали. Трактовка стиля ближе к Лебрену и Мансару, дальше от Бернини и Борромини. Да, это типичное барокко, но в нем при этом нет ничего «слишком». Чтобы это понять, достаточно посмотреть на рисунок потолочных розеток, картушей, карнизов…

Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО». Фото №2

    О происхождении термина «барокко» специалисты до сих пор спорят: одни ведут его историю от итальянского слова «причудливый», другие – от выражения «раковина причудливой формы». Как бы то ни было, правы и те, и другие: в нём присутствуют и причудливость линий, и морская раковина как центральный элемент декора в стиле барокко. Все это есть и в новой коллекции лепнины из гипса.

    Однако вернемся к истории стиля. В эпоху барокко античный ордер стал трактоваться гораздо более свободно. Так, например, у коринфской колонны появились «лишние», с точки зрения античности, детали в проработке лепного декора капители и цоколя. Капитель коринфского ордера, в частности, теперь приобрела типично барочный картуш с изящной решёткой. (Геометрию и решётки как тип орнамента ввел в употребление архитектор Франческо Борромини, современник Лоренцо Бернини; только он их проектировал с размахом, достойным Микеланджело.)

Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО». Фото №3

Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО». Фото №4

    Авторы коллекции «Барокко» компании «АЛЕКСАНДРИЯ» четко следуют заданному историческому вектору, создавая на этой основе оригинальные авторские произведения. Капитель с высокой «прической» и цоколь, опирающийся, как на лапы, на стилизованные листья аканта, - абсолютно в духе времени. Впрочем, и карнизы с густым выпуклым орнаментом, и настенные зеркала из гипсовой лепнины в своем «камерном» жанре тоже хороши.

Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО». Фото №5

    Отдельная тема – потолочные панно, созданные из гипсовой лепнины. Авторы разработали разнообразные варианты таких панно в рамках общей стилевой концепции. Каждое панно состоит из центральной розетки, картушей, располагающихся по углам потолка (и тем самым смягчающим его жесткие прямоугольные линии) и лепных деталей обрамления. Разработаны специальные комплексные решения, позволяющие создать стилистически целостный и вместе с тем индивидуальный интерьер: это карнизы, картуши, волюты, молдинги, -S-образные завитки. Всё это при желании может сложиться в весьма небанальную композицию.

Художники компании «АЛЕКСАНДРИЯ» разработали коллекцию лепного декора «БАРОККО». Фото №6

    Коллекция гипсовой лепнины «Барокко», посмотреть коллекцию.

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Фото - Лепной декор ЭрмитажаЛепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.