Букингемский дворец: резиденция королевы

Изображение - Букингемский дворец: резиденция королевы

Архитектура, интерьеры, история

    Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

    Развернуться во всем великолепии – и архитектурном, и культурном, стать центром британской государственности - тогда королевскому особняку только предстояло. Расцвет начался в начале ХIХ века, при Георге IV, поручившем архитектору Джону Нэшу перестроить дворец. (В то время он и получил своё нынешнее название – «Букингемский дворец».) Он его значительно расширил и построил два дополнительных крыла, векторами указывающих на восток, так что здание стало напоминать букву «П». С точки зрения стиля это был строгий и ясный классицизм. Художественная выразительность архитектурных форм соответствовала модной тогда идее «просвещенной монархии». Предание сохранило цифру – 500 тыс. фунтов. Говорят, столько Нэш потратил на реконструкцию. За то и пострадал: когда король умер (в 1830-м), его сняли с поста «за расточительство» и назначили «главным архитектором проекта» Эдварда Блора.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №2

    Архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №3

    Портрет королевы Виктории (1819 — 1901)(слева), Портрет Георга IV (1762 — 1830) (справа)

    На самом деле, под руководством Блора «расточительство» только продолжалось. И оно было одобрено новой королевой – легендарной Викторией, взошедшей на престол в 1837-м году. Блор сделал много, и в частности, пристроил к общему объему здания восточное крыло. Если раньше вид дворца сверху напоминал букву «П», то теперь это был замкнутый прямоугольный объём с внутренним двором.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №4

    Букингемский дворец

    Парадный вход архитектор спроектировал именно со стороны восточного фасада, а с южной стороны – так называемый «Посольский вход». Поскольку, в отличие от Нэша, Блор был представителем эклектики, то и декор парадного фасада, по мнению специалистов, нёс на себе печать эклектики. (Но очень сдержанной эклектики, чего не скажешь о Воронцовском дворце в Алупке – это типичный пример щедрого эклектичного стиля Блора.) Современники нашли фасад не очень выразительным (современникам не угодишь). Потом, при Эдварде VII, его переделывали. Тем не менее, история сохранила имена двух главных архитекторов Букингемского дворца – Нэша и Блора. Они проектировали не только архитектуру, но и интерьеры дворца, поистине роскошные. Денег на это, кажется, британская казна не считала. Даже наоборот, это был своеобразный PR мощной британской государственности. Начиная с 1837-го года Букингемский дворец объявили официальной королевской резиденцией.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №5

    Проект центрального фасада, разработанный Эдвардом Блором

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №6

    Архитектор Эдвард Блор (1787 -1879)

    Менялись эпохи. Стиль регентства (названный так по времени правления принца-регента- будущего Георга IV) уступил место георгианскому стилю, а тот – эдвардианскому, английскому аналогу стиля belle epoque – «прекрасной эпохи» (как называли в Европе время до первой мировой войны). Что-то переделывалось новыми владельцами в новом вкусе, что-то оставалось, и в результате Букингемский дворец приобрел ни с чем не сравнимую историческую атмосферу. Некоторая эклектичность придает его облику особый шарм. Именно такого эффекта стараются добиться современные декораторы, когда создают интерьер в классическом стиле – эффекта красивой продуманной эклектики.

    Во дворце больше 700 комнат, но мы «пройдемся» по нескольким, на наш взгляд, самым впечатляющим из них. Посмотрим на Белую и Голубую гостиные, на парадную столовую и на тронный зал. По плану Джона Нэша, на втором этаже находились три большие гостиные: Центральная (там сейчас музыкальная комната) и симметрично расположенные справа и слева от неё Северная и Южная гостиные (которые позже стали называться Белая и Голубая).

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №7

    Букингемский дворец. Белая гостиная

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №8

    Потолок Белой гостиной

    Лепной потолок Белой гостиной – это отдельное произведение искусства. Эта работа - уже на стыке между лепниной и скульптурой, настолько выразительно-рельефным сделан потолок. Карнизы даже не назовёшь карнизами – это три великолепных «пояса» из золочёной лепнины. Первый - собран из золоченых лепных медальонов, второй представляет собой горельеф из фигурок путти – аллегорическая история в неоклассическом духе (автор горельефа – Уильям Питтс). Третий «пояс» - огромная выпуклая конструкция, декорированная узором в виде сетки. Примечательна и плоская часть потолка: лепной декор вроде бы лаконичный – круги, вписанные в квадраты, но каждый её сантиметр проработан и позолочен так, что кажется, что круги переливаются лучами. Глядя на всё это, с удивлением вспоминаешь об английской сдержанности, вошедшей в поговорку. А посмотреть есть на что. Стены украшают прямоугольные пилястры с золочеными капителями и золотые гирлянды; в нишах и над камином – огромные зеркала; с потолка свешиваются катастрофических размеров хрустальные люстры. Высота дверей визуально увеличена при помощи приема «десюдепорт» - так называется декор стены над дверью, часто применявшийся во дворцах. В медальонах над дверями – картины известных в своё время художников. Добавьте к этому мягкую мебель, обитую золотисто-жёлтым дамастом, огромный гобелен на полу и множество старинных предметов – от подсвечников до ваз.

    Две гостиные – Белая и Голубая – не только располагаются симметрично, в их декоре тоже есть некая «симметрия». В лепном оформлении потолка – те же самые «солнца», вписанные в квадраты. Те же роскошные гобелены и люстры. Но есть и отличия. В лепном декоре потолка «карниз» - не выпуклый, как в Белой гостиной, а вогнутый, украшенный целой россыпью шестиугольников и золочёными волютами. Сдвоенные полуколонны, выступающие из стен, кажутся сделанными из оникса – однако это мастерски тонированная гипсовая смесь с мраморной крошкой в итальянской технике «скальола». Стены оклеены голубыми обоями; в тон им подобрана и обивка мягкой мебели. Не отсюда ли пошло выражение «английский голубой оттенок»? По крайней мере, этот оттенок голубого выглядит эталонным, недаром современные англоманы выбирают его для своих гостиных. Посередине между Белой и Голубой Гостиными – музыкальная комната с эркером и великолепным купольным потолком.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №9

    Букингемский дворец. Голубая гостиная

    Истинно английская столовая – глубокого красного оттенка: англичане первыми поняли секрет красного цвета, способного объединять людей за трапезой, улучшать настроение и аппетит. Парадная столовая в Букингемском дворце – это ещё и ритмично развешенные на стенах портреты королей и королев, снова зеркала, люстры, гобелены – и огромный обеденный стол.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №10

    Букингемский дворец. Парадная столовая

    В декоре комнат создана система красивых рефренов. Так, тронный зал перекликается по цвету со столовой; но насыщенный красный просто сияет, если смотреть на него из Зелёной гостиной. Однако не только умению сочетать оттенки, текстуры, фактуры стоит поучиться у англичан. Не только мастерской работе с огромными пространствами. А еще и тому, как можно выстроить интерьер со своей яркой интригой, интерьер, который разворачивается перед посетителем, как фильм…Обратите внимание, Букингемский дворец был задуман и создан Нэшем и Блором тогда, когда о кинематографе и помыслить было невозможно.

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №11

    Букингемский дворец, Тронный зал

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №12

    Парадная лестница

Букингемский дворец: резиденция королевы. Архитектура, интерьеры, история.  Фото №13

    Букингемский дворец, Зеленая гостиная

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.