Дом с историей: усадьба Харитоненко

Изображение - Дом с историей: усадьба Харитоненко

Реставрация штукатурно-лепного декора фасадов здания усадьбы на Софийской набережной, 14

    «Дом с историей» - востребованное сегодня направление интерьерного дизайна (и шире – вообще архитектуры, как частной, так и городского масштаба). Отечественные архитекторы и декораторы талантливо работают в этом жанре, создавая убедительные «фантазии на тему». Однако что может быть лучше для жизни, чем подлинный дом с историей, да ещё в центре столицы, напротив Кремля? Одно из таких уникальных зданий, сохранившихся наперекор бурным событиям ХХ века, известно москвичам как усадьба Харитоненко. Сейчас здесь резиденция посла Великобритании г-на Тимоти Эрла Барроу.

    Наверняка многие, проезжая по Софийской набережной, обращали внимание на нарядный двухэтажный особняк в ренессансно-барочном стиле. Это симметричная композиция из трёх домов. Главный дом с фасадом, отделанным рустом в духе ренессансных построек, с тосканскими колоннами, щедро украшенный лепным декором, расположен посередине и сдвинут несколько вглубь относительно набережной. Боковые флигели находятся на так называемой «красной линии» набережной, ближе «к зрителю». Особняк хорошо виден и с Кремлёвской набережной, создавая вместе с другими старинными домами и с храмом Софии Премудрости характерный рисунок исторической застройки южного берега Москва-реки. До того, как особняк стал резиденцией посла, в нем долгие десятилетия, начиная с 1931-го года, располагалось посольство Великобритании. Это традиция советской эпохи, однако история особняка началась гораздо раньше – в 70-х годах XIX века. Именно тогда компания "И. Г. Харитоненко и сын", занимающаяся производством и поставкой сахара, купила на Софийской набережной владение № 14.

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №2

    Усадьба Харитоненко на Софийской набережной, исторические фото

    Иван Герасимович Харитоненко и его сын Павел Иванович были крупнейшими фабрикантами-сахарозаводчиками, благотворителями, поклонниками искусства и меценатами.

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №3

    Филипп Малявин. Портрет Павла Ивановича Харитоненко с сыном. 1911

    В частности, известен вклад Павла Ивановича в Румянцевский музей, (сейчас ГМИИ им. Пушкина). По массе заслуг пред Отечеством Николай II пожаловал Харитоненко дворянский титул. На семейном гербе красовались слова: «Трудом возвышаюсь». В 1891-м году Павел Иванович подал прошение в Московскую Городскую управу: в нём он просил разрешения построить на Софийской набережной новый каменный дом-усадьбу. (Участком на набережной семья владела с 70-х годов ХIХ века, однако первоначально там располагались только конторские и складские помещения.) Получив такое разрешение, Харитоненко пригласил для работы над проектом архитектора Василия Герасимовича Залесского (р. 1847). Василий Герасимович много строил в Москве, в частности, ему принадлежит проект усадьбы Головиных в Потаповском переулке – строгого здания в неоклассическом стиле, проект его собственного доходного дома на Большой Дмитровке (который, к сожалению, был снесён в 2004-м году), ансамбль зданий ситценабивной фабрики Э. Цинделя на Дербеневской набережной (ныне в отреставрированных фабричных зданиях находится деловой центр).

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №4

    Василий Герасимович Залесский

    Усадьба Харитоненко – самое красивое из спроектированных Залесским зданий, украшение Софийской набережной. По стилю это уже эклектика, однако несмотря на то, что архитектор использовал элементы разных классических стилей, дом отличается цельностью архитектурного решения. При том, что лепной декор довольно плотный, он выглядит очень изящно. Оценить красоту фасада главного дома практически в его первоначальном виде теперь можно благодаря трудам компании "Проект Реставрация" (осуществляющей реставрацию объектов культурного наследия в составе СПК АЛЕКСАНДРИЯ).

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №5

    Усадьба Харитоненко на Софийской набережной, 14

    По центру, над парадным входом, устроен балкон, который поддерживают лаконичные колонны тосканского ордера. На балконе – французское (в пол) окно с арочном сводом, а над ним и вокруг него – настоящее пиршество гипсового декора – грифоны, маскароны, орнаменты в духе барокко, коринфские полуколонны, гирлянды, в которых переплетены и перевязаны бантами в стиле рококо и серпы (аллегория труда), и музыкальные инструменты (аллегория искусства и меценатства), и фрукты (аллегория изобилия). Всё это изобилие гипсовой лепнины эффектно контрастирует со строгими рустованными фасадами и треугольными навершиями окон. Подобный прием, помимо прочего, акцентирует внимание на входной зоне и словно приглашает вошедшего поскорее проследовать в дом.

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №6

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №7

    Усадьба Харитоненко на Софийской набережной, 14

    Поскольку у усадьбы статус частной резиденции, просто так зайти и полюбоваться на интерьеры не получится - для этого надо получить приглашение хозяина. А посмотреть есть на что: интерьеры делал знаменитый Фёдор Шехтель, знаковая фигура русского модерна. Залы особняка он оформил в эклектичном стиле в духе английской готики: холл и лестница отделаны тёмным деревом с богатой резьбой, украшены старинными гобеленами.

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №8

    Интерьер усадьбы Харитоненко (слева), Фёдор Шехтель (справа)

    В парадных залах – настенные росписи и гипсовая лепнина. На полу – великолепный наборный паркет из ценных пород дерева. Сохранились и старинные кресла, напоминающие мебель в стиле Тюдоров, и мебель в стиле Директории, купленная в своё время Павлом Ивановичем Харитоненко. Он организовал здесь свою собственную художественную галерею – для картин была отведена специальная комната. После революции шедевры из этой коллекции пополнили богатства Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Эрмитажа и Русского музея, однако некоторые из полотен до сих пор служат украшением особняка, напоминая о его славной истории.

Дом с историей: усадьба Харитоненко. Фото №9

    Интерьеры усадьбы Харитоненко

Посмотреть все фотографии объекта в разделе портфолио

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.