Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Изображение - Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Знаменитый флорентийский дворец, построенный выдающимся архитектором Джорджо Вазари,- уникальный музей, живая энциклопедия эпохи Ренессанса

    Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

    («Мощностей» палаццо Питти к 1650 году уже не хватало.) Сама тема подобного строительства навевает уныние, и кажется, несовместима с высоким творчеством. Но только на первый взгляд. И только не в эпоху Ренессанса! (Кстати, Палаццо Питти – тоже ведь шедевр, весьма впечатляющий своей мрачной монументальностью.) Тогда, как и сейчас, многое решал человеческий фактор, но, во-первых, масштаб человека был другой, а во-вторых, Козимо Медичи знал, к кому обратиться: он пригласил архитектора и художника Джорджо Вазари (1511- 1574).

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №2

    Портрет Джорджо Вазари (1511- 1574)

    Мастер поистине ренессасного размаха, Вазари проектировал вдохновенно, и в результате на свет явилось оригинальное здание, в плане напоминающее подкову или латинскую букву U – с характерными длинными галереями, и при этом очень гармоничное: с четким членением фасадов по законам классического ордера. Колонны, пилястры, типично ренессансные сандрики над окнами – лепной декор фасада строгий, без излишеств, без показной роскоши, чего не скажешь об интерьерах. В качестве «художника по интерьерам» был приглашён Алессандро Аллори, мастер, писавший в стиле маньеризма (самое известное его полотно, дающее представление о характере творчества – «Сусанна и старцы».)

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №3

    Автопортрет Алессандро Аллори (справа) и его картина "Сусанна и старцы"

    Но – обо всём по порядку. Строительство началось в 1560-м году, закончилось в 1581-м. Вазари трудился над дворцом 14 лет, но умер, так и не увидев финальной стадии работы. Его дело продолжил Бернардо Буонталенти (1531—1608), который внёс свой вклад в архитектуру и декор здания: в частности, ему принадлежит декор зала «Трибуна», где собраны главные шедевры музея, но об этом чуть позже.

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №4

    Портрет Бернардо Буонталенти (1531—1608)

    Вазари был выдающейся личностью, его гениальность – как и у Леонардо, как и у Микеланджело - опиралась на уникальное трудолюбие. Создавая шедевры в архитектуре и живописи, он писал книгу «Жизнеописания знаменитых художников, ваятелей и зодчих», ставшую первой энциклопедией истории искусства. Во второе издание он включит очерк и о себе самом. Писал он ее 10 лет и чуть ли не столько же потом дорабатывал. Чтобы всегда иметь перед глазами картины великих и просто любимых художников, он рисовал копии этих картин на листах бумаги, которые потом составили 12 (!) томов. Художник, скульптор, архитектор, в понимании Вазари, не ремесленник, не «обслуживающий персонал». Он впервые в своей книге затрагивает вопросы творчества, вдохновения, говорит о высоком искусстве и престиже профессии… Книга оказала огромное влияние на умы современников. Эти профессии после выхода в свет «Жизнеописаний» на самом деле стали в обществе престижными. И надо сказать, таковыми остаются столетия спустя, в новейшую эпоху. А Джорджо Вазари в искусствоведении имеет такой же «вес», как Андреа Палладио в архитектуре.

    Но вернёмся к истории галереи Уфицци. По заданию герцога Вазари соединил между собой два административных здания - палаццо Уффици и палаццо Питти (где на тот момент уже размещалась часть канцелярий Флоренции), спроектировав для этого «коридор» над мостом Понте Веккьо. Он так и называется: «коридор Вазари” - народная память сохранила имя автора. В настоящее время там демонстрируется часть коллекций галереи Уффици.

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №5

    Галерея Уффици

    Интерьер галереи роскошен: заметно, сколь щедро он подпитывался деньгами Медичи. Его украшают мрамор ценных пород, росписи, богатая золочёная гипсовая лепнина, скульптура. А например, зал «Трибуна» украшен совсем необычно: его купол декорирован перламутровыми раковинами, вдавленными в специальный состав на основе гипса, а стены и пол покрыты затейливой флорентийской мозаикой из мрамора и полудрагоценных камней. Освещение продумано таким образом, чтобы в помещение попадало как можно больше естественного света – из высоко расположенных окон. Гуляя по залам, невольно обращаешь внимание на кессонированные потолки, затейливо украшенные лепным декором и росписями, на лепные картуши со свитками, напоминающими о расцвете династии Медичи, на росписи и мозаику… Эта «рама» для произведений искусства – сама произведение искусства. В Италии умеют взять красоту и возвести её в степень.

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №6

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №7

    Галерея Уффици, выставочные залы. В левом верхнем углу – зал «Трибуна».

    Когда же началось превращение дворца в музей? Началом принято считать 1581 год. Именно тогда сын Козимо I Франческо I Медичи вывел из здания канцелярии и экспонировал на втором этаже восточного крыла галереи произведения искусства из коллекции семьи Медичи, в основном - уникальные античные статуи. В 1584 году был создан зал «Трибуна», куда Медичи поместили самое ценное из своего собрания. В наше время этот зал сохранил своё значение: помимо скульптуры, там выставлены такие шедевры живописи, как «Поклонение волхвов» и «Рождение Венеры» Боттичелли, две «Венеры» Тициана, «Святое Семейство» Микеланджело, «Мадонна с щегленком»» Рафаэля.

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №8

    «Рождение Венры», Сандро Ботичелли

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №9

    «Венера Урбинская», Тициан

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №10

    «Мадонна с щегленком», Рафаэль

    Семейную коллекцию - а она начиналась как коллекция античной скульптуры - начал собирать ещё Козимо Медичи Старший (1389- 1464), богатейший человек своего времени. Его сын Лоренцо Медичи (1449-14920) - писатель, поэт, получивший прозвище «Великолепный», также был страстным коллекционером. Каждое из поколений Медичи прибавляло новые «бриллианты» в эту сокровищницу. Вплоть до ХVIII века, когда род Медичи закончил свое существование, а последняя его представительница передала дворец народу Флоренции. Поистине бесценный дар! С тех пор сокровищница галереи Уфицци открыта для каждого, кто пожелает из неё почерпнуть.

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №11

    Венера Медичи (слева), Лаокоон (справа)

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №12

    Портрет Козимо Старшего Медичи. Якопо Понтормо

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №13

    Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №14

    Козимо I . Аньоло Бронзино

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею. Фото №15

    Конный портрет Франциска I. Клуэ Франсуа

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.