Лепнина в классическом интерьере: Формы времени

Изображение - Лепнина в классическом интерьере: Формы времени

    Квартира в барочной классике. Авторы проекта Юлия Михайлова и Александр Куценко, бюро интерьера artdefacto

    Модный интерьер в классическом стиле сегодня немыслим без лепного декора. Почему? Да потому, что лепнина создает в интерьере объем, форму, гармонизирует пропорции помещения, и, в конце концов, определяет стиль.

    Всякий раз, когда мы задумываемся о будущем интерьере, то наша мысль сама обращается к архитектурным шедеврам прошлого и среди них находит тот эталон, которому хотелось бы подражать, - то виллу «Ротонда» Палладио с ее строгими неоклассическими линиями, то празднично-барочный Версаль, то особняк Рябушинского, построенный по проекту Шехтеля, - непревзойденный образец русского модерна. Это уже вопрос вкусовых предпочтений. Можно как угодно фантазировать, переосмысливая старинные лепные орнаменты или смешивая разные стили в одном интерьере. Но ни одному любителю классики не придет в голову «раздеть» свой будущий интерьер, отказавшись от лепного декора вообще, - потому что это будет уже не классика. Микс, эклектика, назовите это как хотите, - но не классика. И мебель в классических стилях, пусть даже это будут точные копии дворцовой мебели или антиквариат, никогда в одиночку не справится с формированием стиля.

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №1

    В этой современной спальне в стиле необарокко намеренно акцентирован потолок: его лепной декор, наряду с подчеркнуто роскошной мебелью и «скульптурными» шторами отвечает за формирование стиля.

    С тех пор, как мир стал открытым, а люди стали много ездить, появился особый тип путешественника – человека, запоминающего, зарисовывающего и фотографирующего элементы декора, в том числе лепного, где-нибудь в Лувре. И не просто потому, что это красиво. А с практическими целями: видел, понравилось, декорирую свой интерьер в похожем стиле. Архитекторы, дизайнеры, декораторы работают сегодня с весьма продвинутым заказчиком, знающим, чего он хочет. «Пул» классических стилей всегда остается неизменным, однако в последние годы менялось отношение к ним: какие-то становились более актуальными для частного интерьера, какие-то казались менее востребованными, занимая, тем не менее, свою нишу, а какие-то оказались воплощенными практически в единичных экземплярах.

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №2

    «Видел, понравилось»: элементы декора в неоклассическом стиле

    Одними из самых востребованных классических стилей в последнее десятилетие были ампир и барокко. Причем вначале (условно говоря, первые пять лет этого десятилетия) частный интерьер воспроизводил их исторически точно, скрупулезно заботясь о достоверности. (Потом частный интерьер стал двигаться в сторону эклектики – к этой теме мы вернемся чуть позже.) Львы, орлы, лебеди, лавровые венки и гирлянды, скрещенные стрелы и факелы, жесткие прямоугольные формы орнаментов – все эти декоративные мотивы стиля империи были тут задействованы, и, кажется, ничто не могло лучше ампира передать ощущение парадности, статусности, рациональности интерьера и задать в то же время некую психологическую дистанцию. Что касается лепнины из гипса, для нее характерна та же четкость и рациональность ампира. Активно используются элементы классического ордера – колонны, пилястры, листья аканта. Поверхность стены членится при помощи молдингов на прямоугольники в соответствии с принципом золотого сечения.

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №3

    Компьенский дворец - исторический ампир «от шефа»

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №4

    Современный интерьер с характерной для неоклассики разбивкой стен молдингами. Исторически эти прямоугольники в лепных рамах декорировали зеркалами, а в наше время часто оставляют как есть или украшают живописью, в том числе и авангардной, как здесь.

    Но у столь репрезентативного стиля, оказалось, есть конкурент – стиль барокко. При не меньшей, а то и большей доли «дворцовости», как мы ее ощущаем на чисто эмоциональном уровне, он словно предлагает несколько «отойти от протокола», обратить внимание на такие составляющие жизни, как энергия и страсть. И надо сказать, все – от скульптур в духе Бернини до словно вырастающих из поверхности щедрых резных и лепных орнаментов с обязательной морской раковиной в центре композиции – все идеально передает энергию движения, идею полноты жизни, богатства в самом широком смысле слова. Лепной декор в стиле барокко «любит» щедрую позолоту. Интересно, что есть простой закон, позволяющий варьировать соотношение парадности и камерности в интерьере (и им активно пользуются декораторы) – количество позолоты на лепнине. Допустим, в гостиной и спальне можно использовать один и тот же декоративный мотив, но в гостиной орнамент будет позолочен сплошь, а в спальне украшен тонкими мазками, похожими на солнечные блики. Впрочем, можно оставить гипсовый декор потолка белым, в духе матового фарфора – бисквита или, в соответствии с модной тенденцией, придать ему оттенок, отвечающий цветовой палитре комнаты.

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №5

    Интерьер парадной залы в стиле барокко. Центральный мотив лепного декора стен – морская раковина, элемент, давший название стилю в целом.

    А что же ампир? Ампир в соревновании с барокко словно отступил на шаг назад, но не ушел, а занял свою собственную нишу. И – вполне в духе сегодняшнего дня - стал смешиваться в частном интерьере с другими стилями, участвуя в создании уникальных миксов. Несколько лет стиль барокко с триумфом занимал пьедестал победителя, а в последнее время, оставаясь, впрочем, актуальным, тоже занял свою нишу… Какие же стили смогли потеснить этих двух гигантов? Как и почему дизайнеры интерьера смешивают сегодня разные классические стили? Какие стили «предпочитают» не участвовать в эклектичных интерьерах? Об этом читайте в ближайших выпусках нашего блога.

Лепнина в классическом интерьере: Формы времени. Фото №6

    Интерьер этой комнаты - иллюстрация постепенного и поступательного развития стилей. Стиль Директории и Консульства, предшествовавший ампиру и предвосхитивший его , сочетается здесь с ампиром. Для стиля-предшественника характерны эбеновое дерево и черный мрамор, головки в египетском стиле, украшающие камин, и отсутствие военной символики. Мебель здесь типично ампирная.

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Фото - Лепной декор ЭрмитажаЛепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.