Итальянский Ренессанс: время расцвета

Изображение - Итальянский Ренессанс:  время расцвета

    Флорентийский собор…

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №2

    …и его автор Филиппо Брунеллески (1377—1446). Помимо выдающихся достижений в архитектуре, Брунеллески открыл прямую перспективу в живописи (до этого художники пользовались принципом обратной перспективы – она известна нам по иконописи).

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №3

    Фреска Мазаччо «Чудо со статиром»: здесь впервые, как считается, использована прямая перспектива, открытая Бруннелески

    Почему именно итальянский? Да потому что именно с него всё началось. Отсюда берёт начало весь европейский Ренессанс. (Россия «пропустила» эту эпоху, подключившись к европейской моде, начиная только с Петра I.) Именно итальянский Ренессанс дал миру плеяду гениев, и именно с Италией ХIV - ХVI веков у нас ассоциируется понятие «искусство Возрождения».

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №4

    Леонардо да Винчи (автопортрет)и его «Витрувианский человек». По мысли Леонардо, пропорции человеческого тела идеальны, и чтобы выстроить гармоничное здание, необходимо пользоваться знанием об этих пропорциях

    Это было время необыкновенного культурного расцвета. Но что дало такой мощный импульс? Каким образом из аскетичной эстетики Средневековья выросло полное жизни Возрождение?

    Найти ответ поможет история, а именно история Византийского государства. Оно образовалось в 395 году н.э. после окончательного раздела Римской империи. Вскоре Римская империя, терзаемая набегами варваров, прекратила своё существование, а Византия окрепла и стала могущественной империей – наследницей античной (греческой) культуры. Это было, помимо всего прочего, очень богатое государство, и на этом «базисе» прекрасно развивалась культурная «надстройка». Оно просуществовало много веков, но уже в ХII веке стало терять земли, в 1204 году пережило захват Константинополя крестоносцами, и, наконец, окончательно пало под натиском Османской империи в ХIV веке.

    Вместе с награбленными крестоносцами сокровищами, произведениями искусства, библиотеками в «латинскую», католическую часть Европы была «вывезена» византийская культура – прямая наследница античности. Спасаясь от завоевателей, на Аппенинский полуостров приехали носители этой культуры, образованнейшие люди своего времени. Ещё и благодаря им античность стала невероятно модной. А поскольку в Италии сохранилось превеликое количество образцов древнеримской архитектуры, то вот он – пример для подражания!

    Идеал увидели в античном ордере с его гармоничными пропорциями, с его симметрией. Воспроизводили его в родном, несколько тяжеловесном римском варианте, замки знати выглядели поэтому суровыми – зато безупречно воплощали идею власти и могущества. Типичные «представители» стиля - Палаццо Питти, Палаццо Ручеллаи.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №5

    Палаццо Ручеллаи, построенное по проекту Леона Баттиста Альберти (1402—1472), - новшество для своего времени. Фасад, «разбитый» рустом и чёткими рядами пилястр, до этого не применялся

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №6

    Окно спроектировано как маленькая дверь: у него есть своя «аркада» , а «потолок» поддерживает колонна. Резьба по камню сочетается с продуманным лепным декором: лев на гербе, лента над гербом, капители композитного ордера, изящный узор фриза

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №7

    Леон Баттиста Альберти (1402—1472), автор Палаццо Ручеллаи, был не только архитектором, но и известным философом-гуманистом, писателем и поэтом

    Типичное палаццо того времени – в плане прямоугольное. (В одной из статей нашего блога мы вспоминали об Андреа Палладио – родоначальнике классицизма; так вот, этот уникальный архитектор, опередивший своё время, жил в эпоху Ренессанса.)

    Кстати, готический стиль именно тогда прозвали «готическим», то есть «варварским», и окончательно от него отвернулись. Не только аристократы, но даже римские папы, и те, захотели, чтобы самые значимые соборы и папская резиденция были построены и роскошно декорированы по-новому. Резьба по камню, гипсовая лепнина, скульптура, росписи – всё это вошло в арсенал нового стиля.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №8

    Купол собора св. Петра в Ватикане. Купол построен по проекту Микеланджело. В постройке и декорировании этого грандиозного здания принимали участие Браманте (начал строительство), Рафаэль, Микеланджело, а позже и Бернини – мастер эпохи барокко.

    Кстати, церковь стала одним из самых влиятельных и богатых заказчиков, благодаря которому мы имеем сегодня такие шедевры архитектуры, как собор св. Петра и храм Темпьето (в Риме), ансамбль площади Капитолия, Флорентийский собор. (А также шедевры живописи, такие как знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грация в Милане и росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №9

    Собор св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №10

    Скульптура на фасаде собора св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №11

    Интерьер Сикстинской капеллы с росписями Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №12

    Деталь потолочной росписи Сикстинской капеллы

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №13

    Площадь Капитолия в Риме – ещё одна выдающаяся работа Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №14

    «Давид» Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №15

    Микеланджело Буонаротти (1475—1564)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №16

    «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. Фреска в церкви Санта-Мария Делле Грацие (Милан)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №17

    Леонардо да Винчи

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №18

    Церковь Санта-Мария Делле Грация (Милан), алтарную часть которой спроектировал Браманте

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №19

    Донато Браманте (1444—1514) – один из самых значительных архитектора итальянского Ренессанса. В частности, именно он начал строить собор св. Петрав Риме. В Милане работал на протяжении 20 лет. Там он познакомился с Леонардо да Винчи, чьи градостроительные идеи оказали на него большое влияние

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №20

    Темпьето (1502) по праву считается шедевром Браманте

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №21

    Палаццо Канчеллериа (по проекту Браманте)

    Вместе с архитектурой изменился и интерьер. Искусство лепного декора и сами технологии изготовления лепнины были разработаны ещё римским интерьером, которому наследовал интерьер эпохи Возрождения. Из арсенала Древнего Рима заимствуются колонны лаконичного и грубоватого тосканского ордера, а также пышных коринфского и композитного стиля (их венчает причудливая лепнина из гипса, напоминающая издалека корзину с охапкой цветов). Потолок так же прорабатывается при помощи гипсовой лепнины, членя его на выпуклые прямоугольники. Сверху все это расписывается и покрывается листовым золотом. Мастера «вспоминают» о римской технологии «стукко» - создания лепнины с мраморной крошкой, имитирующей мрамор.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №22

    Ватиканский музей. Этот музейный интерьер - типично ренессансный: на полу флорентийская мозаика, на потолке золочёная и расписанная гипсовая лепнина, на стенах декор из «стукко», неотличимый от мрамора, и много античной скульптуры

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №23

    Интерьер собора св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №24

    Аркада и гипсовая лепнина в декоре колонн ( палаццо Ручеллаи)

    На основе традиционных древнеримских орнаментов – стилизованной греческой волны, листьев аканта, дельфинов, рыб и раковин – и византийской виноградной лозы мастера Возрождения создают собственный стиль, отличающейся большой творческой свободой. Маски, львиные головы, завитки трав, листья объединяются в одном узоре. Орнаменты эпохи Возрождения сочетают фантазию и строгость, а главное, они заряжены удивительной витальностью, которую античный мир сумел передать Ренессансу.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №25

    Орнамент фриза палаццо Руччелаи

    Что касается мебели, то она отчасти продолжает традиции Средневековья - огромные сундуки (из которых потом «вырастет» итальянский низкий шкаф – креденца), грубые стулья, тяжёлые столы. Но, с другой стороны, в это время появляются шкафы, напоминающие палаццо в миниатюре, а изобретение фанеры позволяет украшать поверхность мебели маркетри - столь же изысканно, как стены и потолок, великолепно декорированные лепниной из гипса. Мастера того времени создают в интерьере «систему рефренов», повторяя и варьируя похожие декоративные мотивы в мебели, декоре стен, тканях, благодаря чему пространство выглядит очень гармонично.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №26

    Креденца в стиле Ренессанс, современная работа (фабрика Mascheroni). Чем не палаццо?

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.