Классицизм: античность как предмет для вдохновения

Изображение - Классицизм: античность как предмет для вдохновения

Палладио и его последователи

    Открыв словарь, мы прочитаем о том, что время классицизма, с зарождения до расцвета и постепенного «сворачивания темы» длится с ХVII по ХIХ век. Однако, если разобраться, этот стиль зародился раньше: достаточно вспомнить об Андреа Палладио, знаменитом авторе Quattro libri («Четыре книги об архитектуре»), жившем в ХVI веке и, таким образом, заставшим Ренессанс.

    И Ренессанс, и классицизм вдохновлялись античностью. Искусство этих близких по времени эпох – некое творческое воспоминание о ней. Но какие разные эти стили! Почему? Объяснение простое: дело в том, что одухотворяло эти формы, какой смысл видела в них эпоха. И если во времена Возрождения лозунгом было «Carpe diem» («Лови момент!»), то эпоха классицизма ищет вдохновение в разумности и рациональности. Об этом говорит всё, начиная с того, как применялся античный ордер до того, как преобразился лепной декор: линии прямые, детали расположены симметрично, общее впечатление – ясность.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №1

    Современный лепной декор в стиле "классицизм", автор проекта Юлия Нестерова.

    Высказывание Палладио «Пусть, таким образом, научатся обходиться без неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат» стало почти крылатым в среде профессионалов. Его любят цитировать, хотя оно, по правде сказать, по степени цитируемости и уступает сегодня формулам Витрувия «Польза, прочность, красота» и Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья».

    В Виченце до наших дней сохранились постройки Палладио – церкви, виллы… Самая известная – вилла «Ротонда».

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №2

    Вилла «Ротонда» стала знаменитой благодаря гармоничным пропорциям и остроумному решению: чтобы не упустить ничего из пейзажных красот этих мест, архитектор спроектировал квадратную в плане виллу с четырьмя разными фронтонами

    «Античный мир был для Палладио живым организмом, и архитектура была не утратившей жизни оболочкой этого мира, - пишет известный искусствовед Павел Муратов в своей книге «Образы Италии», изданной в 1924-м году. – Вилла и дворец были для Палладио столь же органичны, как растущее дерево и живой человек». Где-то в следующих пассажах главы, посвящённой Палладио, Муратов упоминает о том, что скульптуры, которыми он щедро украсил здание, были похожи на пламя горящей свечи. То есть, они были по ощущению живыми, изменяющимися при всяком изменении угла зрения. И, добавим, поэтому близкими по настроению эпохе барокко. (Ничего удивительного: ведь всё искусство, как мы его понимаем, существовало в живом потоке жизни, пересекаясь, вибрируя, «меняя русло».) Скульптура в духе античности – важнейший элемент и архитектуры, и интерьера в стиле классицизм, будь то копии известных шедевров, авторские вариации на тему или даже античные подлинники, которые до сих пор можно встретить в родовых замках и особняках европейской знати.

    У Андреа Палладио была масса последователей во все времена. Один из самых известных – Чарльз Камерон (1745-1812), работавший в России по приглашению Екатерины II.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №3

    Портрет Чарльза Камерона

    По его проекту построены и декорированы многие здания в Царском Селе. Характерен с точки зрения стиля двухэтажный корпус, на первом этаже которого архитектор спроектировал так называемые «Холодные бани» (сделанные по типу римских терм), а на втором – «Агатовые комнаты» - богато отделанные парадные помещения.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №4

    Камеронова галерея: общий вид. Фасады декорированы типичной для стиля классицизм гипсовой лепниной: колонны с характерным рустом, высокий фриз с лаконичным прямоугольным орнаментом

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №5

    Скульптура в оформлении Камероновой галереи.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №6

    Агатовые комнаты. Интерьер богато украшен скульптурой и лепниной из гипса. В декоре использованы драгоценные породы дерева, полудрагоценные камни, позолоченная бронза и цветное стекло.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №7

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №8

    Агатовые комнаты. Декор потолка

    Чарльз Камерон декорировал и несколько комнат в построенном ранее Екатерининском дворце. Зелёная и Купольная столовые - это пример утонченного английского классицизма. Зеленая столовая – с очень светлым, легким оттенком стен, на фоне которого лепнина из гипса кажется фарфоровой. Над дверными порталами - барельефы, заключённые в строгие прямоугольники (сюжеты, конечно, мифологические). Вся композиция настенного лепного декора построена по законам симметрии, и это очень характерно для интерьерного искусства эпохи классицизма. Всё должно быть симметрично – и никак иначе. Это закон эпохи классицизма.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №9

    Зеленая столовая в Большом Екатерининском дворце

    Кажется, что декор Зелёной столовой принадлежит Роберту Адаму (1728 – 1792). В очень похожем, лёгком и изящном стиле творил в Англии этот ещё один последователь Палладио.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №10

    Портрет Роберта Адама

    Он мало строил самостоятельно, в основном, ему заказывали переделку фасадов.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №11

    Кенвуд-хаус. Общий вид

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №12

    Кенвуд-хаус. Фасад по проекту Адама

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №13

    Сайон-хаус. Фасад по проекту Адама

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №15-1

    Сайон-хаус. Интерьер

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №15-2

    Скульптура в оформлении Сайон-хауса.

    А еще чаще заказывали декор интерьера. Но тут уж он был неподражаем: выстраивал интерьер от и до, создавая целостный образ – от лепного декора до меблировки. Мебель эпохи классицизма принципиально отличается от мебели эпохи барокко и рококо: силуэт строгий, ножки прямые, никакой манерности. Тут надо назвать еще одно имя: в Англии этот мебельный стиль идеально воплотил в своем творчестве Томас Шератон. До сих пор хозяева английских особняков в стиле классицизма предпочитают меблировать их «шератоном». А для барочных особняков есть чиппендейл (английское барокко). Впрочем, сегодня часто их можно видеть вместе, объединенных в духе эклектики в одном интерьере.

    Павел Муратов считал, что последним последователем Палладио в современной архитектуре был Иван Владиславович Жолтовский (1867 – 1959). Жолтовский перевёл трактат Палладио «Четыре книги об архитектуре» на русский язык. (Первый перевод этой книги сделал в 1798 году архитектор Н. А. Львов.) Современники вспоминают, что в кабинете Жолтовского висел портрет Палладио.

Классицизм: античность как предмет для вдохновения. Фото №16

    Портрет Андреа Палладио

    Хотя в других кабинетах той поры висели портреты Ленина и Сталина, и это был своего рода демарш. Как такое могло произойти? Ответ получим, обратившись к истории классицизма в России. Читайте продолжение в нашем блоге.

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.