Лепной декор Эрмитажа

Изображение - Лепной декор Эрмитажа

    Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

    Для этого стиля характерен щедрый лепной декор: фасады здания украшены очень выпуклыми пилястрами с золочёными капителями. Их белый цвет красиво контрастирует с бирюзовыми стенами. Этот оттенок, в свою очередь, удачно попадает в тон благородной медной патины, покрывающей скульптуры на крыше. Но далеко не сразу был выбран столь эффектный оттенок: сначала стены декорировали светло-жёлтой краской, в подражание Версалю, потом – красноватой, оттенка умбры.

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №2

    Садовников Василий Семенович, Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №3

    Шарлемань Иосиф Иванович, Вид Зимнего дворца с Невы

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №4

    Графические реконструкции окраски фасадов Зимнего дворца. Арх. В. В. Ефимов

    Интерьеры Зимнего дворца – под стать фасаду. Но если фасад мыслился как некое «начало пути», первое, что видит гость, приехавший на прием, то интерьеры – как «продолжение путешествия», способное, если пользоваться клише нашего времени, «удивить взыскательного гостя». Стиль барокко, по определению динамичный, здесь достигает «точки кипения». Возьмём, к примеру, Иорданскую лестницу. Изгиб лестницы, алебастровые скульптуры, словно находящиеся в движении, горельефы и растительные узоры гипсовой лепнины – всё это щедро позолочено. Поставленные попарно колонны из серого гранита – декоративная параллель сдвоенным пилястрам на фасаде – сияют золочёными капителями коринфского ордера. Статуи представляют собой аллегории – государства, верности и справедливости, величия и изобилия, мудрости и правосудия, что вполне в духе эпохи. Статуи Меркурия и Музы символизируют успех в торговых делах и творчество. Среди барельефов мы найдём мотивы в духе ампира – искусства более поздней эпохи: знамёна, копья, трубы. Этот мотив лепного гипсового декора и на самом деле более поздний, он относится к ХIХ веку. Дело в том, что в 1837-м году лестница серьёзно пострадала в пожаре. Её восстанавливал архитектор Василий Петрович Стасов, он-то и внёс некоторые изменения в духе своего времени, когда господствующим стилем оставался классицизм.

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №5

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №6

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №7

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №8

    Иорданская лестница

    Классицизм, потеснивший барокко на определённом историческом этапе, прекрасно выражал идеи государственности, вот почему помещения Зимнего дворца не раз переделывались в духе классицизма. Так, уже в 1780-м – 1790-м годах по проекту архитекторов Джакомо Кваренги и Ивана Егоровича Старова переделали анфиладу залов с видом на реку. Новое здание (по проекту Кваренги) соединило Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Здание отдали под Мраморную галерею; позднее там сделали Тронный, или Георгиевский зал. Он получил своё название благодаря барельефу, на котором был изображён святой Георгий, поражающий дракона. Барельеф находится прямо над тронным местом. Геометрически четкое прямоугольное членение Тронного зала подчёркнуто и характером гипсовой лепнины. Узоры потолка словно спроецированы на орнаменты паркета – это тонкая работа в технике маркетри.

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №9

    Георгиевский зал

    Знаменитый автор Исаакиевского собора, Огюст Монферран, много сделал и для Зимнего дворца: по его проекту были созданы Фельдмаршальский и Петровский залы, а также перестроены зал у Главной лестницы, Казачий зал, Арабесковая комната.

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №10

    Фельдмаршальский зал

    Если парадные залы были выдержаны в стиле классицизм, то стиль частных покоев не был строго детерминирован. Например, зимний сад императрицы Александры Фёдоровны декорирован в стиле рококо с элементами шинуазри – роспись, вьющаяся по сводчатому потолку и китайские фонарики. А альков в кабинете великого князя Николая Николаевича сочетает тёмное резное дерево в стиле Тюдоров и низкую мебель в мавританском стиле. То, как залы дворца выглядели в ХIХ веке, мы можем, в частности, судить сегодня по акварелям Эдуарда Петровича Гау, талантливого художника, запечатлевшего в реалистической манере все подробности декора помещений, включая росписи, лепной декор, картины, вазы и мебель.

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №11

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего Дворца. Гербовый зал

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №12

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №13

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Гостиная в стиле рококо

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №14

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Большой кабинет императора Николая I

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №15

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №16

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Спальня великой княжны Марии Александровны

Лепной декор Эрмитажа.  Фото №17

    Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.