Для этого стиля характерен щедрый лепной декор: фасады здания украшены очень выпуклыми пилястрами с золочёными капителями. Их белый цвет красиво контрастирует с бирюзовыми стенами. Этот оттенок, в свою очередь, удачно попадает в тон благородной медной патины, покрывающей скульптуры на крыше. Но далеко не сразу был выбран столь эффектный оттенок: сначала стены декорировали светло-жёлтой краской, в подражание Версалю, потом – красноватой, оттенка умбры.
Садовников Василий Семенович, Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства
Шарлемань Иосиф Иванович, Вид Зимнего дворца с Невы
Графические реконструкции окраски фасадов Зимнего дворца. Арх. В. В. Ефимов
Интерьеры Зимнего дворца – под стать фасаду. Но если фасад мыслился как некое «начало пути», первое, что видит гость, приехавший на прием, то интерьеры – как «продолжение путешествия», способное, если пользоваться клише нашего времени, «удивить взыскательного гостя». Стиль барокко, по определению динамичный, здесь достигает «точки кипения». Возьмём, к примеру, Иорданскую лестницу. Изгиб лестницы, алебастровые скульптуры, словно находящиеся в движении, горельефы и растительные узоры гипсовой лепнины – всё это щедро позолочено. Поставленные попарно колонны из серого гранита – декоративная параллель сдвоенным пилястрам на фасаде – сияют золочёными капителями коринфского ордера. Статуи представляют собой аллегории – государства, верности и справедливости, величия и изобилия, мудрости и правосудия, что вполне в духе эпохи. Статуи Меркурия и Музы символизируют успех в торговых делах и творчество. Среди барельефов мы найдём мотивы в духе ампира – искусства более поздней эпохи: знамёна, копья, трубы. Этот мотив лепного гипсового декора и на самом деле более поздний, он относится к ХIХ веку. Дело в том, что в 1837-м году лестница серьёзно пострадала в пожаре. Её восстанавливал архитектор Василий Петрович Стасов, он-то и внёс некоторые изменения в духе своего времени, когда господствующим стилем оставался классицизм.
Иорданская лестница
Классицизм, потеснивший барокко на определённом историческом этапе, прекрасно выражал идеи государственности, вот почему помещения Зимнего дворца не раз переделывались в духе классицизма. Так, уже в 1780-м – 1790-м годах по проекту архитекторов Джакомо Кваренги и Ивана Егоровича Старова переделали анфиладу залов с видом на реку. Новое здание (по проекту Кваренги) соединило Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Здание отдали под Мраморную галерею; позднее там сделали Тронный, или Георгиевский зал. Он получил своё название благодаря барельефу, на котором был изображён святой Георгий, поражающий дракона. Барельеф находится прямо над тронным местом. Геометрически четкое прямоугольное членение Тронного зала подчёркнуто и характером гипсовой лепнины. Узоры потолка словно спроецированы на орнаменты паркета – это тонкая работа в технике маркетри.
Георгиевский зал
Знаменитый автор Исаакиевского собора, Огюст Монферран, много сделал и для Зимнего дворца: по его проекту были созданы Фельдмаршальский и Петровский залы, а также перестроены зал у Главной лестницы, Казачий зал, Арабесковая комната.
Фельдмаршальский зал
Если парадные залы были выдержаны в стиле классицизм, то стиль частных покоев не был строго детерминирован. Например, зимний сад императрицы Александры Фёдоровны декорирован в стиле рококо с элементами шинуазри – роспись, вьющаяся по сводчатому потолку и китайские фонарики. А альков в кабинете великого князя Николая Николаевича сочетает тёмное резное дерево в стиле Тюдоров и низкую мебель в мавританском стиле. То, как залы дворца выглядели в ХIХ веке, мы можем, в частности, судить сегодня по акварелям Эдуарда Петровича Гау, талантливого художника, запечатлевшего в реалистической манере все подробности декора помещений, включая росписи, лепной декор, картины, вазы и мебель.
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего Дворца. Гербовый зал
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Гостиная в стиле рококо
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Большой кабинет императора Николая I
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Спальня великой княжны Марии Александровны
Эдуард Петрович ГАУ, интерьеры залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны