Лепной декор в стиле барокко: характер и формы

Изображение - Лепной декор в стиле барокко: характер и формы

    Не надо изучать историю искусства для того, чтобы сразу понять, очутившись в одном из известных дворцов: это же барокко! Барокко – стиль, ни на что не похожий (в самом высоком смысле этого слова). Такого динамизма и летучего вдохновения нет ни у одного из классических стилей (и даже модерн с его знаменитым летучим «росчерком пера» уступает барокко – в нём нет барочной могучей витальности, его характер совсем другой – нежный, созерцательный, камерный и даже отчасти грустный. Но это к слову, сейчас не о нём.)

    В барочном интерьере всего много – золочёной гипсовой лепнины, скульптуры, его и самого много; он словно живёт, движется. Все «участники» такого интерьера «заняты делом»: атланты с усилием держат какой-нибудь балкон или серьёзный, декоративно проработанный портал; кариатиды от них не отстают, но делают это изящно и словно запросто; амурчики, кажется, «летают» среди золочёных барочных раковин, завитков и картушей. И даже эти простые детали декора, от которых ничего, вроде бы не требуется, кроме простого дела – занимать своё место на стене и участвовать в общей симфонии форм и красок, тоже словно переливаются, светятся, протягивают куда-то свои лучики и завитушки и, кажется, норовят «сняться с места». В этом смысле очень характерна резьба по дереву, гипсовая лепнина и скульптура в залах Большого Петергофского дворца (автор проекта – знаменитый Франческо Бартоломео Растрелли, который в России настолько стал своим, что его и звали по-русски - «Варфоломей Варфоломеевич»).

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №2

    Большой Петергофский дворец- танцевальный зал (слева), портрет Растрелли (справа).

    Барельеф здесь словно стремится стать горельефом (выпуклым, почти скульптурным изображением), а горельеф – скульптурой. Аллегорические фигуры и головки кариатид украшают дверные порталы и лестницы Петергофского дворца. (Эти скульптуры были вырезаны мастерами вручную из дерева и затем позолочены, что визуально связало их с позолоченным декором стен).

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №3

    Интерьеры Большого Петергофского дворца – парадная лестница, дверной портал

    Или ещё один столь же характерный пример - Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, ещё один шедевр эпохи барокко, тоже построенный Растрелли (тот самый дворец, с которым связана история таинственного исчезновения янтарной комнаты). Впечатляет то, с каким мастерством архитектор связал экстерьер и интерьер дворца: вид снаружи – с перепадами уровней стены, с атлантами и выразительной гипсовой лепниной подготавливает к тому, что мы увидим внутри. А там – золоченые амуры, аллегорические женские фигуры, стилизованные листья аканта, а в общем – нечто неописуемое по пышности и по концентрации роскоши.

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №4

    Екатерининский дворец

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №5

    Интерьеры Екатерининского дворца

    В следующую эпоху, эпоху неоклассики, её приверженцы любили покритиковать барокко за его избыточность, за отход от строгих классических канонов в сторону всяческой роскоши и пышности, но это как раз то, что делает этот стиль стилем. И доказательство тому – то, насколько барокко востребовано в наши дни у успешного статусного заказчика. Причём именно барокко оказалось тем творческим стилем, который, кажется, бесконечен в творческих вариациях капителей, картушей, карнизов, розеток и других деталей лепного декора. (Мебельщики, кстати, не отстают, и производят сегодня совершенно сумасшедшие вариации на тему стиля, с массивными раковинами и бунтующими волнами золотой резьбы; и это уже, конечно, стиль постмодернисткой эпохи – необарокко.)

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №6

    Современная мебель в стиле необарокко

    Сегодня можно создать интерьер в стиле барокко как копируя то, что сделано мастерами прошлого, так и создавая оригинальные авторские разработки, как например, это делает компания «Александрия». Конечно, такой подход для современного человека интереснее, мы ведь живём в эпоху «be spoke», когда интерьеры «шьются» на заказ, как дорогие костюмы. (Хотя отдельные поклонники дворцового жанра, а они есть, предпочитают следование в собственном доме каким-то известным образцам).

    Вот, например, капитель коринфского ордера в трактовке художников компании «Александрия»: тут и завитки, и листья аканта, и стилизованный барочный картуш.

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №7

    Элементы коллекции «Барокко» компании «Александрия»: капитель

    Или, например, розетка: листья аканта, завитушки, похожие на свитки пергамента… В другом варианте – ещё обязательные для стиля барокко морские раковины растительные узоры.

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №8

    Всю коллекцию объединяет мотив морской раковины – центральный мотив искусства барокко, а также декоративные темы решётки, листьев аканта, стилизованных в барочном духе завитушек. Ценность коллекции в том, что она позволяет создать индивидуальную и в то же время целостную композицию, построенную по законам гармонии. Можно «сгустить» элементы и, при желании, создать из них очень плотный декор, или, наоборот, «разредить», если вам захочется создать более изящную и прозрачную композицию.

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №10

    Элементы коллекции «Барокко» компании «Александрия»: гипсовые карнизы

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №11

    Элементы коллекции «Барокко» компании «Александрия»: комплексное решение

Лепной декор в стиле барокко: характер и формы. Фото №12

    Элементы коллекции «Барокко» компании «Александрия»: потолочное панно

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.