На фоне Пушкина

Изображение - На фоне Пушкина

Реставрация малых архитектурных форм Пушкинского и Новопушкинского скверов в Москве

    Пушкинская площадь (до 1937 года она называлась Страстная) – знаковое место Москвы, любимое поколениями москвичей. Местом встреч и прогулок она стала вскоре после того, как там появился Пушкин. Не сам он, конечно, а памятник ему работы Александра Михайловича Опекушина (1880), созданный, кстати говоря, на деньги, которые собирали всем миром.

На фоне Пушкина. Фото №2

    Портрет Алекса́ндра Миха́йловича Опеку́шина (слева) , вид Страстной площади на рубеже веков (справа)

    Неудивительно, что поэт, осуществивший своим творчеством превращение русского языка в «великий и могучий», совершил ещё одно чудо: оживотворил своим «появлением» центр столицы. Когда в 1938-м году снесли Страстной монастырь, чья колокольня была архитектурной доминантой площади, роль такой доминанты стала играть вертикаль памятника. В этом была и определенная символичность: у народа отняли религию, но осталась большая литература, остался язык, остался сам народ - носитель этого языка. Символично, опять же, что преодолев все бури и потрясения ХХ столетия, Пушкинская площадь с прилегающими к ней скверами сохранила и атмосферу ХIХ века, и некое настроение эпохи «сталинского ампира». Эти деревья, эти отлитые из металла фонари с «букетами» плафонов, эти ампирные вазоны – всё здесь дорого русскому человеку, а москвичу особенно. Однако вся эта красота нуждается в заботе: литые чугунные изделия (сколь бы прочными они ни казались) периодически нуждаются в реставрации. Недавно специалисты «Александрии» отреставрировали отлитые из чугуна и бронзы детали фонарей, там, где нужно, заменяя их новыми, а также декор малых форм – вазоны, скамьи (в рамках работ по благоустройству Пушкинского и Новопушкинского скверов, которые проводил «Моспроект-2 имени М. В.Посохина»).

    О том, как проходила реставрация и о том, что получилось в итоге, о процессе художественного литья и об уважении к истории нам рассказал главный инженер компании «Александрия» Александр Епифанов.

        - Что Вы увидели, когда пришли на объект? Каковы были первые впечатления?

        - Фонари – на них я обратил внимание в первую очередь – пришли в негодность: проржавели (ведь они из чугуна, а чугун ржавеет), где-то металл потрескался; отдельные детали декора были утрачены. Не хватало чугунных гирлянд на тумбах, розеток, волют на капителях, листочков…Стеклянные плафоны и электропроводка тоже нуждались в замене. (Вообще, эти плафоны меняют каждые 5-7 лет: ультрафиолет и агрессивная городская среда делают своё дело). Два фонаря перед театром «Россия» - новодел 90-х годов ХХ века - представляли собой грустное зрелище. Их в итоге снесли, как не представляющие художественной ценности, и заменили на новые, отлитые в наших цехах. Теперь они абсолютно совпадают с остальными по стилю и уровню исполнения. Чугунное литьё ограждений также имело «прорехи», а два вазона, которые стоят чуть ниже Новопушкинского сквера, утратили части литого декора. Фонари этого же сквера, увенчанные серпом, молотом и звездой, кое-где стояли без «верхушки». Скамейки около памятника Пушкину были повреждены…В общем , как я понял тогда, предстоит большая и разнообразная работа по воссозданию литых изделий в этих двух скверах.

На фоне Пушкина. Фото №3

    Фонари Пушкинского сквера до реставрации

На фоне Пушкина. Фото №4

    После реставрации

        - Вопрос о фонарях рядом с театром «Россия». Там литые конструкции опираются на колонны из гранита. Это тоже вы делали?

        - Колонны для наших фонарей были заказаны в Санкт-Петербурге, и мы гордимся тем, что это питерский гранит – не китайский, не турецкий, не украинский.

        - Чем он лучше?

        - Это вопрос традиции, истории московского градостроительства. В Москве все значимые архитектурные объекты строились с применением питерского гранита, и мы, чтобы сделать аутентичный объект, использовали именно такой гранит. А литые детали в этих фонарях, кстати, - из бронзы. Выбор металла объясняется тем же: мы стремились к высокому качеству, исторической достоверности. И помнили о том, что это центр столицы.

На фоне Пушкина. Фото №5

        - Что для Вас значимо в истории этих мест?

        - Во-первых, то, что здесь располагался Страстной женский монастырь. Важно об этом помнить. Потом, установка памятника Пушкину, какие-то вехи, с этим связанные: например, запомнилось, что в 1950-м его перенесли на другую сторону Тверской улицы (улица Горького, так она называлась в советское время). В 30-е годы ХХ века тут шло активное строительство, дома передвигали. Москвичи это помнят, тут уже историческая память работает. Для нас с Вами это важно, пусть мы сами этого и не могли видеть.

        - Важно, то, что помним…

        - Да. И в нашей работе мы старались считаться с этим. Выполняя частную задачу, вполне конкретную, старались видеть ситуацию в объеме.

        - Давайте перейдем теперь к конкретике. Это же очень интересно: как происходит отливка детали, которую надо заменить?

        - Допустим, чугунная гирлянда. Вот такая красивая деталь нижней части, базы фонаря. Как отлить такую же? Берётся деталь, тщательно очищается от слоёв старой краски пескоструем; на неё наносится слой резины – это форма, потом сверху - гипс. Потом всё это с чугунной детали снимается, и у нас остаётся резиновая форма. Она заполняется гипсом – этот этап называется формовкой. Когда гипс застывает, резина снимается. У нас получилась гипсовая модель – в данном случае, гирлянды. Затем деталь отправляется в цех литья. Там её вдавливают в специальную смесь песка и укрепляющего состава, в котором делаются литники – отверстия для заливки металла. Расплавленный чугун заполняет форму. Когда он застывает, готовая деталь вынимается, зачищается – убираются наплывы металла. (Это один из способов литья из металла, мы пользовались именно им.) Вот и все : осталось прикрепить гирлянду на место и покрасить.

        - Вы рассказали, что на многих фонарях были трещины. Как от них удалось избавиться?

        - Технология простая: трещина засверливается с двух сторон, расчищается, берется электрод по чугуну. Место трещины нагревается при помощи паяльной лампы, и сварщик проводит работу, заполняя трещину металлом. А потом уже – малярные работы, окраска.

        - Сколько же фонарей вы отреставрировали?

        - Двенадцать на Пушкинском сквере и столько же на Новопушкинском. Плюс два у театра «Россия» сделали заново.

На фоне Пушкина. Фото №6

На фоне Пушкина. Фото №7

        - Давайте подведем итог всему тому, что было сделано на обоих скверах в рамках работ по благоустройству…

        - Помимо реставрации фонарей и вазонов, сделали скамейки из гранита и чугуна, кроме того, убрали старые чугунные ограждения, заменив их бордюрным камнем из гранита, на землю положили гранитную брусчатку и так называемые накрывные камни из очень красивого гранита красноватого оттенка. Но самое главное - и в проекте, в рамках которого мы проводили свою работу, и в самом итоге нашей работы – это, конечно, фонари. Это дань прошлому страны, это уважение к ее традициям. Произнесите: Пушкинская площадь, Пушкинский сквер. Какая картинка возникает в Вашем воображении? Памятник Пушкину и фонари. Москвич не спутает их ни с какими другими.

На фоне Пушкина. Фото №8

Посмотреть все фотографии объекта в разделах портфолио: "Изготовление и установка фонарей-колонн. Москва, Пушкинская площадь" и "Реставрация и воссоздание малых архитектурных форм Пушкинского и Новопушкинского скверов г. Москвы"

Ещё по теме

Ар –деко: масштабный стиль масштабной личности

Опубликовано: 24.07.2015

Ар –деко: масштабный стиль масштабной личности

Стиль ар-деко нередко называют «последним большим стилем». Это на самом деле так: если окинуть взглядом последние два тысячелетия европейской цивилизации, то становится понятно, что ар деко – действительно последний по времени «большой», то есть классический стиль. По мнению некоторых исследователей, около ста лет – это мало, чтобы судить о том, что стиль приобрёл черты классического; другие же считают, что вполне достаточно. Об этом говорят его востребованность поколениями, «возобновляемость» в узнаваемых формах, его способность предложить современным людям актуальную идеологию.

Читать полностью

Против тумана: английский стиль в интерьере

Опубликовано: 07.07.2015

Против тумана: английский стиль в интерьере

Когда мы говорим «английский стиль», то имеем в виду эклектичный по сути микс, сложившийся из многих стилей разных эпох – как минимум, Тюдоров (1485-1603) – стиля поздней готики и ренессанса; георгианского (1714-1814) – барокко, рококо, неоклассики; викторианского (1837 – 1901) – стиль неоклассики и эклектики на основе неоклассики; эдвардианского(1901-1910) – английский модерн… Более того, он не складывается прямо из всего выше перечисленного; его отдельные элементы претерпели жесточайший «естественный отбор», в результате которого «выжили» те, которые создают в интерьере ощущение комфорта, логичности, стабильности и солидности.

Читать полностью

Стиль барокко, особенности архитектуры, исторический экскурс, лепной декор в интерьерах барокко.

Опубликовано: 09.04.2015

Стиль барокко или тайна жемчужины причудливой формы

В 17 веке первое звено в искусстве эпохи Возрождения – Италия теряет свое политическое и экономическое могущество, но, не утрачивая своих высоких культурных позиций, продолжает оставаться культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Церковь и знать нуждаются в демонстрации своего превосходства, но средств на постройку палаццо нет, и для создания иллюзии богатства и могущества они решают обратиться к искусству. Так на территории Италии зарождается барокко.

Читать полностью

Лепнина и художественное литьё в интерьерах и фасаде зданий комплекса River City

Опубликовано: 01.02.2015

Реализация художественных решений интерьеров и фасадов зданий бизнес-парка «River City»

Бизнес-центр River Sity расположен в одном из самых активно развивающихся деловых центров Москвы, неподалеку от Речного вокзала. На территории находится несколько зданий, выполненных в единой стилистике, которые очень гармонично вписываются в окружающую среду. Несмотря на достаточно конструктивный стиль архитектуры, бизнес-центр выглядит естественно на фоне красивой природы парка и живописного водохранилища и имеет свой ярко выраженный и неповторимый характер.

Читать полностью

Установка монумента П.А. Столыпину. Процесс создания скульптуры из бронзы.

Опубликовано: 01.02.2015

Установка монумента П. А. Столыпину

В декабре 2012 года в самом центре Москвы была установлена бронзовая скульптура известного российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. Данное событие, приуроченное к его 150-летию, завершило длительный и непростой творческий процесс создания монумента, в котором принимал участие большой авторский коллектив под руководством С. А. Щербакова.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.