Окрашивание лепнины из гипса. Уроки для начинающих. Полихромия.

Изображение - Окрашивание лепнины из гипса. Уроки для начинающих. Полихромия.

    Полихромия или «многоцветность» - известный с древних времен прием декорирования архитектурных элементов, в основе которого - применение разноцветных материалов или окраска архитектурных и скульптурных форм в несколько различных цветов. Способов создания полихромии огромное множество, мы рассмотрит наиболее простой из них – нанесение полихромии на поверхность гипсовой лепнины акриловыми красками.

    Для примера, в качестве образца используем фрагмент ионической гипсовой полуколонны.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №1

    Выберем цвета и определим местонахождение каждого цвета на архитектурном элементе. В нашем случае, для капители мы будем использовать темно-красные, зеленые и золотистые тона, для ствола – бежевые тона.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №2

    Кроме акриловых красок нам потребуется грунтовка - акриловая, латексная или полимерная, любой марки; черный воск для пропитки и покрытия мебели или мебельная краска на масляной и восковой основе; художественные кисти, тряпочки и губки, а также емкость для смешивания красок и белый лист бумаги.

    Перед началом работы очистим гипсовую форму от пыли при помощи флейцевой кисти. Затем, с помощью плоской овальной кисти из натуральной свиной щетины, равномерно покроем грунтовкой всю поверхность гипсового изделия и оставим сушиться на 15-30 минут.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №3

    После просушки приступим к окрашиванию. Для достижения желаемых тонов мы будем смешивать акриловые краски разных цветов до получения нужных нам оттенков.

1. Зеленые элементы:

    Первый колер смешаем из четырех цветов. Для этого используем окись хрома, белила титановые, изумрудную и карамельную краски.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №4

    Полученный колер полупрозрачным (лессировочным) слоем нанесем на выбранную часть капители. Старайтесь наносить красочный состав равномерно, без пропусков, при этом сквозь лессировочный слой окраски должен просвечиваться основной белый фон гипсовой поверхности.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №5

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №6

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №7

    Обратите внимание: акриловые краски при высыхании темнеют, при замешивании колера это необходимо учитывать!

2. Темные красные элементы:

    Второй колер, для покрытия темно-красных элементов, смешаем из двух цветов: умбра жженая и краплак красный (или краплак красный темный).

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №8

    Так же, как и в первом случае, наносим полученный состав на отведенные для него участки капители. В нашем примере это – абака (верхняя часть капители) и несколько дополнительных линий чуть ниже волют (спиралевидных завитков). Второй колер следует наносить осторожно, не заходя на ранее окрашенные зеленые участки капители.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №9

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №10

3. Бежевые элементы:

    Для третьего колера используем белила титановые и карамельную краску. Полученный состав равномерно нанесем на фрагмент ствола колонны лессировочным слоем, оставляя небольшие белые гипсовые просветы.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №11

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №12

4. Золото:

    Синтетической кистью на выбранные участки гипсовой лепнины равномерным толстым слоем нанесем густую акриловую краску с имитацией золота.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №13

    Золото можно нанести как на белые элементы поверхности, так и на ранее окрашенные участки капители.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №14

    Просушим образец в течение 20-30 минут, до полного высыхания золотой краски.

5. Покрытие:

    В завершении нанесем восковое покрытие.

    В нашем примере мы будет использовать мебельную краску на масляной и восковой основе шоколадного цвета, которую с помощью кисти из натуральной свиной щетины нанесем на окрашенную поверхность лепнины полупрозрачным (лессировочным) слоем, удаляя излишки краски губкой или мягкой тряпкой.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №15

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №17

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №17

    На этом наша работа закончена. Осталось хорошо просушить. Масляно-восковая краска сохнет достаточно долго – от 5 часов до двух суток.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №18

    Вместо мебельной краски можно воспользоваться черным воском для пропитки и покрытия мебели. Когда воск немного пропитает поверхность лепнины, легкими движениями отполируйте ее мягкой тряпкой до получения чуть заметного блеска.

    Мастер-класс по окрашиванию гипсовой лепнины провел художник Сергей Жученко.

Окрашивание лепнины из гипса, полихромия. Фото №19

    Авторские права принадлежат ООО «АЛЕКСАНДРИЯ».

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Фото - Лепной декор ЭрмитажаЛепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.