По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

Изображение - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

    В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

    Движение – это жизнь. Это крылатое выражение мы не раз слышали от тренеров и докторов, но не задумывались о том, что оно справедливо и для интерьера. Но не для всякого, а только для современного и динамичного. Причём речь идёт здесь не о стиле, а о настроении – подобное пространство может быть выдержано в одном из классических стилей, а может представлять собой эффектный микс стилей в духе эклектики. Современный человек, активный и неординарный, хочет привнести эти свои качества в свой интерьер, и преображает его: даже нечто по природе статичное – недвижимость– меняет характер и становится «движимостью». Какова же здесь роль лепнины? Архитекторы и декораторы пользуются всем арсеналом доступных им средств – от планировочных решений до средств декора, и в этой симфонии разнообразных приёмов без гипсовой лепнины просто не обойтись.

    Уже подходя к дому, посетитель невольно «считывает» его планировку: допустим, центральный объем, крылья здания; догадывается и о том, что на первом этаже будут парадные помещения, на втором – приватные. Понимает, где проходят главные планировочные оси, по которым сориентирован дом. Форма окон и лепной декор фасада – отличная подсказка.

Дом по проекту Елены Токмачевой

Дом по проекту Елены Токмачевой, Кэти Рыжовой, Петериса Лачка-Ловчко, Екатерины Висловой. (Фото Евгения Лучина)

    Этот особняк – наследник классической традиции, и в том числе традиции Роберта Адама, английского архитектора, чье имя стало синонимом вкуса. Сравните сами:

Кенвуд-Хаус, Лондон, Хэмпсэд

Кенвуд-Хаус, Лондон, Хэмпсэд. Архитектор Роберт Адам (р. 1728)

    Однако, попадая внутрь, надо сориентироваться: куда дальше? Войдя в Кенвуд-Хаус, уместно спросить: «Как пройти в библиотеку?». (Смыслом и центром этого дома является библиотека.) Но можно и не спрашивать, потому что путь к ней подсказывает сама конфигурация роскошного зала.

Потолочная лепнина, Кенвуд-Хаус

    Мы следуем по этому пространству, следуя «указателям» на потолке и стенах – гипсовым фризам и медальонам – и в конце концов попадаем в ротонду с филигранно украшенным потолком.

Библиотека, Кенвуд-Хаус

Библиотека, Кенвуд-Хаус

Лепнина в библиотеке Кенвуд-Хаус

Деталь ротонды в библиотеке, Кенвуд-Хаус. Лепнина тонирована в голубой и розовый оттенки и напоминает английский фарфор.

    Почему, говоря о настоящем, мы начали с прошлого? Да потому что гении – вне времени, и современные архитекторы у них охотно учатся.

    Так, в доме по дизайну Елены Токмачёвой с коллегами спроектирован роскошный холл с чётким членением потолка: роскошная потолочная розетка, окружённая геометрическими сегментами, словно указывает на двери, за которыми – гостиная.

    Отлично работают порталы: чем грандиознее, тем понятнее, куда двигаться дальше.

Особняк Стенли Хаус в Челси

Стенли Хаус. Этот особняк в Челси отреставрирован по проекту декоратора Ники Хэслэма

    Вообще, пара классических пилястр или колонн – отличный способ показать, что за ними – функционально иное помещение, но не менее важное и интересное, чем то, откуда мы смотрим на эти колонны.

Лепной декор в интерьере дома по проекту Елены Токмачевой

Открытое пространство гостиной, столовой и кухни (дом по дизайну Елены Токмачёвой с коллегами). Зона кухни акцентирована при помощи колонн. За широким порталом – холл. Открытое пространство первого этажа обведено по периметру гипсовым фризом, который играет объединяющую роль. Столовая в круглом эркере притягивает взгляд благодаря круглой потолочной розетке, форма которой словно спроецирована на круглый стол. Декораторы часто усиливают этот прием, «отражая» лепнину» в рисунке пола, как это сделал, например, Жан-Луи Денио в парижской квартире:

Потолочная розетка в квартире по проекту Жана-Луи Денио

Квартира в Париже по проекту декоратора Жана-Луи Денио: рисунок ковра повторяет рисунок журнального столика, люстры и лепной потолочной розетки. Стеклянный столик выбран неслучайно: приём проецирования геометрии потока на пол становится во всех отношениях «прозрачным».

    Потолочная розетка, со вкусом выполненная из гипсовой лепнины, хороша и без столь многосложных приёмов – достаточно правильно подобрать люстру. Она просто манит войти. По крайней мере, в московской квартире по дизайну Насти Комаровой, такой эффект присутствует. И бесспорно, всё получилось очень по-парижски.

Лепная розетка в столовой-гостиной

Столовая-гостиная в квартире по дизайну декоратора Насти Комаровой

    И если в «парижских» по духу квартирах в лепнине присутствует дух рококо, то в английских – конечно, античной классики с её ясностью и строгостью. Истинно английское решение – сочетать гипсовые копии фриза Парфенона с диванами в цветочек и полоску и восточным ковром. Кажется даже, что лепнины здесь слишком много: бюсты мыслителей и внушительные порталы…Зато всё говорит о том, что это – гостиная аристократов по духу, которые отсчитывают свою родословную не от прадедушек, а прямо от гениев античности.

Лепнина в интерьере, квартира в Лондоне.

Гостиная украшена гипсовыми слепками с фриза Парфенона (квартира в Лондоне по дизайну декоратора Ники Хэслема)

    Потолочные розетки в этой английской гостиной очень скромные. Это и понятно: взгляд скользит по барельефам, цепляется за бюсты, падает на порталы, а от них уже – на окно, а потом уже выхватывает цветные пятна обивок. Потом внимание привлекает живой огонь в камине и – квадрат барельефа над ним. А потом вся история повторяется: лепной фриз, бюсты, порталы, окно, обивки, ковёр, камин… В таком пространстве никогда не соскучишься.

    В следующих выпусках нашего блога мы расскажем о роли лепнины в приватных помещениях – спальнях и ванных комнатах.

    В публикации использованы материалы журналов AD, SALON-Interior, сайта www.studing.od.ua/kenvud-xaus-obrazec-georgianskoj-arxitektury

Ещё по теме

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Дом с историей: усадьба Харитоненко

Опубликовано: 28.09.2015

Дом с историей: усадьба Харитоненко

«Дом с историей» - востребованное сегодня направление интерьерного дизайна (и шире – вообще архитектуры, как частной, так и городского масштаба). Отечественные архитекторы и декораторы талантливо работают в этом жанре, создавая убедительные «фантазии на тему». Однако что может быть лучше для жизни, чем подлинный дом с историей, да ещё в центре столицы, напротив Кремля? Одно из таких уникальных зданий, сохранившихся наперекор бурным событиям ХХ века, известно москвичам как усадьба Харитоненко. Сейчас здесь резиденция посла Великобритании г-на Тимоти Эрла Барроу.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.