Путешествие в Ренессанс

Изображение - Путешествие в Ренессанс

    У стиля ренессанс сегодня немало почитателей, однако исторически выдержанный стиль в современном российском интерьере встречается редко, сегодня мы имеем скорее дело со стилизацией. И это можно понять: декор в стиле ренессанс слишком многодельный, требующий «размаха» во всем. И (это главное) требующий исторической достоверности и высокого уровня исполнения как архитектуры, так и декора – фресок, скульптуры, гипсовой лепнины, мраморной мозаики. Вот почему в современном интерьере этот стиль, как правило, представлен отдельными выразительными деталями, создающими образ.

Путешествие в Ренессанс. Фото №2

    Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»

    А также в духе искусства Северной Европы, например, Питера Брейгеля или Яна Ван Эйка. (Это уже вопрос вкусовых предпочтений и «громкости звучания» живописи.)

Путешествие в Ренессанс. Фото №3

    Интерьер по проекту Дмитрия Казакевича и Анны Троско, архитектурное бюро HO-group

Путешествие в Ренессанс. Фото №4

    Диван лаконичной формы и стеклянная лестница изысканно сочетаются с фресками

    Этот приём по силе воздействия на «зрителя» граничит с приёмами сценографии. И, кстати, в современном интерьере, украшенном «старинными» фресками, на самом деле возникает театральный эффект остранения. Подобная эклектика вполне в духе постмодернизма, а это сегодня модно.

    Словно растворяющийся вдали, словно тающий пейзаж в духе живописи Филиппо Липпи подойдет для более спокойной версии классики. Он раздвинет границы пространства, уведёт взгляд вдаль, «расскажет» о вечных ценностях.

Путешествие в Ренессанс. Фото №5

    Филиппо Липпи. Панно для кассоне

Путешествие в Ренессанс. Фото №6

    Один из венецианских пейзажей кисти Каналетто

    Современный интерьер тем и хорош, что процент «классики» в нём можно варьировать, добиваясь разнообразных эффектов. Постмодернистский интерьер – это один полюс. Другой – подробно проработанный интерьер в духе виллы Медичи. Между этими двумя полюсами - много промежуточных «фаз», и вот в этом-то и заключается самое интересное.

Путешествие в Ренессанс. Фото №7

    Cовременный интерьер с деталями в стиле Ренессанс

Однако начнём с виллы Медичи.

    Вилла Медичи получила своё название по имени хозяина, кардинала Фердинандо Медичи. Дом, принадлежавший сначала кардиналу Джованни Риччи, он приобрёл её в 1576 году и перестроил. Архитектором нового проекта виллы был флорентиец Бартоломео Амманати. Планировка – типичная для эпохи Возрождения: в основе плана лежит прямоугольник. По бокам центрального объема – два симметричных крыла. Фасад дома щедро украшен лепным декором: масками, лавровыми гирляндами, барельефами на сюжеты античной мифологии. Этот как раз тот случай, когда по фасаду можно судить об интерьере, только тот был украшен с ещё более высокой плотностью. Кроме того, хозяева собирали произведения живописи, которые впоследствии и составили золотой фонд галереи Уфицци (Флоренция), а также заказывали лучшим краснодеревщикам мебель – массивные сундуки-касссоне, шкафы-поставцы, огромные кровати, на которые надо было всходить по приставной лесенке, украшенные резьбой, росписью и золочением. Для полноты картины следует упомянуть античную скульптуру, гобелены и драпировки из шелка и бархата с характерным вьющимся растительным узором.

Путешествие в Ренессанс. Фото №8

    Вилла Медичи. (Сейчас там расположена Французская Академия искусств)

Путешествие в Ренессанс. Фото №9

    Лепной декор виллы Медичи

Путешествие в Ренессанс. Фото №10

    Интерьер Виллы Медичи

    Потомки кардинала Джованни Риччи, построившего виллу Медичи, до сих пор живут в Риме, в другом замечательном палаццо - Палаццо Массимо алле Колонне. И это тоже шедевр эпохи Возрождения, ХVI век. Автор проекта – архитектор Бальдассаре Перуцци – спроектировал палаццо с двумя внутренними дворами и портиком, опирающимся на строгие дорические колонны (отсюда и название). Гостиная и столовая украшены фресками, изображающими Диониса и Геракла, и принадлежащими кисти ученика Рафаэля – Перина дель Вага. Маркиз Джузеппе Риччи с супругой занимают одну из квартир палаццо (да-да, в новую эпоху палаццо было поделено на квартиры), и их интерьер – пример красивого творческого смешения разных исторических стилей, от ренессанса до барокко и ампира. Ведь они унаследовали от своих предков вещи, с которыми не хочется расставаться.

Путешествие в Ренессанс. Фото №11

Путешествие в Ренессанс. Фото №12

    Палаццо Массимо алле Колонне

    А для нас, это, помимо прочего, прекрасный пример того, как на основе стиля ренессанс можно создать роскошный интерьер «с историей». Ведь сегодня на европейских фабриках производятся великолепные копии старинной мебели, а также ткани по архивным образцам. (Например, у итальянской компании Rubelli или французской мануфактуры Tassinari&Chatel тысячи антикварных образцов тканей; и соткать их могут на заказ на старинных станках.) Всё это многообразие отлично прививается на основу – логичную, ренессансную по духу планировку дома. Он, как правило, прямоугольный в плане, с холлом-атриумом и широкими лестницами, с чётким членением на парадную и приватную части дома. И конечно, с архитектурным лепным декором, отвечающим за стиль: колонны и пилястры коринфского, ионического, дорического, тосканского ордера; кессонированные потолки; так называемые маски – головы фавнов, нимф, львиные морды; фризы с растительным орнаментом с органично вплетёнными в него геральдическими символами; гирлянды из фруктов – символы изобилия.

Путешествие в Ренессанс. Фото №13

    Интерьер парадного зала палаццо Фарнези

Путешествие в Ренессанс. Фото №14

    Лепной декор Палаццо Фарнези (вверху) и современная люстра из фарфора (Le Porcellane)- с фруктами, напоминающими фрукты в декоре палаццо Фарнези

Путешествие в Ренессанс. Фото №15

Путешествие в Ренессанс. Фото №16

Путешествие в Ренессанс. Фото №17

    гипсовая лепнина из коллекции «Ренессанс» компании «Александрия»

    и современная мебель, использующая круглый элемент декора, как в палаццо Фарнези

Путешествие в Ренессанс. Фото №18

    Мы живём в век интерьерной свободы, так что совершенно не обязательно весь интерьер целиком стилизовать в духе эпохи Возрождения. Например, архитектор Инна Хлебцевич сделала в таком стиле бассейн в частной резиденции в Подмосковье. Зеркала, имитирующие окна в пол, и окна, похожие на арки въезда, декоративная роспись, золоченый лепной декор, мозаичные панно и гобелены…Таким образом автору удалось создать в помещении бассейна атмосферу венецианского палаццо.

Путешествие в Ренессанс. Фото №19

    Бассейн по проекту Инны Хлебцевич

Путешествие в Ренессанс. Фото №20

    Гипсовая лепнина и скульптура в интерьере Палаццо Гримани, Венеция…и современная мебель в стиле ренессанс – с очень похожими розетками (внизу)

Путешествие в Ренессанс. Фото №21

    Как почувствовать, понять эту атмосферу? С чем сверяться? Сегодня это проще простого – достаточно предпринять путешествие на родину итальянского Ренессанса. Многие известные виллы периода Возрождения функционируют в наше время не только как музеи, выставочные залы, но и как отели. Там при желании можно провести несколько счастливых дней (а если понравится, то и недель), отпраздновать свадьбу, отметить памятную дату. Например, такие возможности предоставляют палаццо Приули в Венеции и вилла Сан-Карло Борромео под Миланом (которая принадлежала сначала знаменитому семейству Висконти, а затем – семье Борромео). А потом, набравшись итальянских впечатлений, перенести часть из них в свой новый интерьер.

Путешествие в Ренессанс. Фото №22

    Здесь и внизу: интерьер виллы Сан-Карло Борромео

Путешествие в Ренессанс. Фото №23

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.