В поисках утраченного

Изображение - В поисках утраченного

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36

    «Я шел по Бакунинской и вдруг на углу с Большой Почтовой увидел красивый старый дом. «Вдруг» - потому что совершенно отчетливо помнил, что ничего такого тут не было. «Старый» - потому что с колоннами, пилястрами и облезающей штукатуркой. «Красивый» - потому что очень приятных пропорций, да и детали прорисованы с большим вкусом,- писал десять лет назад архитектурный критик Николай Малинин об офисном здании на Большой Почтовой, 36. Почему мы решили обратиться к тексту десятилетней давности? Да потому что он точно определяет суть интриги: откуда-то взялся красивый дом, которого на Большой Почтовой не было, и он же, по ощущению, - «старый».

    На самом деле речь идёт о современном здании, спроектированном архитектурным бюро «Московский архитектор» в 2004-м году в неоклассическом стиле – в духе творений Баженова и Палладио. В принципе, взгляд профессионала способен отличить старинное здание от талантливой стилизации, однако этот дом уже в то время (в 2005-м) выглядел как «дом с историей» из-за облупившейся штукатурки. За столь романтической «декорацией» причины крылись вполне прозаические – нарушение технологий строительства плюс агрессивная городская среда. В последующие годы (вплоть до 2012-го, пока за реставрацию его фасадов не взялась компания «АЛЕКСАНДРИЯ») дом продолжал красиво разрушаться, постепенно утрачивая элементы лепного декора.

    «На объекте неправильно были сделаны отливы, отчего из-за множественных протечек воды и агрессивной внешней среды появились множественные трещины и произошло частичное обрушение лепного декора, - рассказывает Александр Епифанов, один из специалистов-реставраторов компании «АЛЕКСАНДРИЯ». - Больше всего пострадал венчающий карниз и кронштейны, а также пилястры, сандрики (так называются декоративные элементы из гипса, располагающиеся над окнами) и капители колонн входной группы.

    Процесс реставрации состоял из трёх основных этапов. Во-первых, мы произвели демонтаж аварийных деталей. Во-вторых, - расчистили краску с поверхности лепного декора, расшили трещины (то есть разрезали их в соответствии с технологией, расширили и углубили при помощи инструментов), зачеканили (заполнили трещины гипсовым раствором), провели химическое укрепление и гидрофобизацию. В третьих, произвели реставрацию демонтированных деталей: расчистили старый слой краски, догипсовали места утрат, изготовили формы методом приведения демонтированных лепных изделий в модель по сохранившемся деталям и воссоздали лепной декор в стеклофибробетоне (современный экологичный материал, устойчивый к агрессивной среде). Затем установили демонтированные детали, окрасили воссозданные и укрепленные детали. Кроме того, установили места протечек, частично демонтировали кровлю, выполнили гидроизоляцию с последующей установкой новых отливов. И конечно, окрасили фасад фасадной краской».

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №2

    Офисный особняк на Большой Почтовой, 36 в процессе реставрации

    Стоит признать: у разрушающегося здания есть свой романтический флёр. Но стоит признать и другое: офис динамично развивающейся компании не должен располагаться в «античных развалинах» - в этом было явное противоречие, и его устранили. И ещё одно: в отреставрированном виде дом стилистически более понятен; в его облике лучше прочитывается «генеалогия» – та архитектура, которая вдохновила авторов проекта - Дмитрия Бархина с командой единомышленников.

    Архитекторы спроектировали дом по мотивам нескольких московских особняков по проекту Баженова, а точнее говоря, трёх: на Большой Полянке, на Новой Басманной и на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира). Все эти проекты объединяет и планировка, и однотипное решение фасадов. Дом на Большой Полянке не сохранился, дом на Новой Басманной потерял свой первоначальный облик, а вот дом на проспекте Мира, 16 сохранился. Он может служить иллюстрацией авторского стиля Баженова (и особенностей решения как общего объема дома, так и фасадов с характерным гипсовым декором). Этот дом известен как «дом Долгова».

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №3

    Дом Долгова

    Баженов построил его в 1770-м году для своего тестя - Луки Ивановича Долгова. У него драматичная история: он пережил пожар 1812 года, потерял третий этаж и часть декора, в том числе белокаменные пилястры в тосканском стиле. Но, надо сказать, рисунок гипсовой лепнины на фасаде дома Долгова изначально был более сдержанный, чем, например, на фасаде несохранившегося здания на Большой Полянке. Его архитекторы изучили по архивным чертежам (как и дома на Новой Басманной) и создали на этой основе оригинальное решение, «посвящённое» творчеству Василия Ивановича Баженова. Сравнивая два дома, старинный дом Долгова и современное здание на Большой почтовой, стоит обратить внимание на то, как сделаны наличники.

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №4

    Офисный особняк по адресу Большая Почтовая, дом 36

    «Для большей аутентичности капителей ионического ордера (ионический композит), мы специально искали чертежи дома Пашкова и фотографировали капители в натуре, чтобы они получились наиболее похожими на капители Баженова,» - вспоминают архитекторы – авторы проекта (подробную историю работы над этим проектом можно прочитать на сайте архитектурного бюро).

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №5

    Портерет Баженова В.И.(справа). Чертежи Баженова В.И. дом Пашкова (слева)

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №6

    Дом Пашкова

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №7

    Фрагмент лепного декора (капитель ионического ордера), Большая Почтовая, 36 (слева). Чертежи дома Пашкова (справа).

    Был у этого дома ещё один важный «вдохновитель» - гениальный зодчий Андреа Палладио. Если говорить о конкретном прототипе, то это одна из ранних работ мастера, сохранившихся в наши дни. Палаццо Тьене находится в Виченце, своего рода городе-музее Палладио, настолько много там его творений. Эдикулы (небольшие ниши, опирающиеся на пьедесталы и увенчанные фронтонами) на окнах второго этажа особняка на Большой Почтовой были сделаны точно по чертежам Палладио.

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №8

    Палаццо Тьене на Страделле сан Гаэтано да Тьене, Виченца (слева). Портрет Палладио (справа)

Реставрация лепного декора на офисном здании по адресу Большая Почтовая, дом 36. Фото №9

    Офисный особняк по адресу Большая Почтовая, дом 36

    Этот дом - великолепный образец неоклассической архитектуры 2000-х - построен в духе архитектурной традиции, последним хранителем которой был архитектор Иван Жолтовский. Он устанавливает связь между культурными слоями, между «вчера» и «сегодня». Будем надеяться, что подобной архитектуры – живой, соразмерной и близкой человеку – будет в нашем городе и нашей стране больше. Ведь на этом универсальном языке мы, сегодняшние, говорим с прошлым и обращаемся к будущему.

Посмотреть все фотографии объекта в разделе портфолио

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.