На самом деле речь идёт о современном здании, спроектированном архитектурным бюро «Московский архитектор» в 2004-м году в неоклассическом стиле – в духе творений Баженова и Палладио. В принципе, взгляд профессионала способен отличить старинное здание от талантливой стилизации, однако этот дом уже в то время (в 2005-м) выглядел как «дом с историей» из-за облупившейся штукатурки. За столь романтической «декорацией» причины крылись вполне прозаические – нарушение технологий строительства плюс агрессивная городская среда. В последующие годы (вплоть до 2012-го, пока за реставрацию его фасадов не взялась компания «АЛЕКСАНДРИЯ») дом продолжал красиво разрушаться, постепенно утрачивая элементы лепного декора.
«На объекте неправильно были сделаны отливы, отчего из-за множественных протечек воды и агрессивной внешней среды появились множественные трещины и произошло частичное обрушение лепного декора, - рассказывает Александр Епифанов, один из специалистов-реставраторов компании «АЛЕКСАНДРИЯ». - Больше всего пострадал венчающий карниз и кронштейны, а также пилястры, сандрики (так называются декоративные элементы из гипса, располагающиеся над окнами) и капители колонн входной группы.
Процесс реставрации состоял из трёх основных этапов. Во-первых, мы произвели демонтаж аварийных деталей. Во-вторых, - расчистили краску с поверхности лепного декора, расшили трещины (то есть разрезали их в соответствии с технологией, расширили и углубили при помощи инструментов), зачеканили (заполнили трещины гипсовым раствором), провели химическое укрепление и гидрофобизацию. В третьих, произвели реставрацию демонтированных деталей: расчистили старый слой краски, догипсовали места утрат, изготовили формы методом приведения демонтированных лепных изделий в модель по сохранившемся деталям и воссоздали лепной декор в стеклофибробетоне (современный экологичный материал, устойчивый к агрессивной среде). Затем установили демонтированные детали, окрасили воссозданные и укрепленные детали. Кроме того, установили места протечек, частично демонтировали кровлю, выполнили гидроизоляцию с последующей установкой новых отливов. И конечно, окрасили фасад фасадной краской».
Офисный особняк на Большой Почтовой, 36 в процессе реставрации
Стоит признать: у разрушающегося здания есть свой романтический флёр. Но стоит признать и другое: офис динамично развивающейся компании не должен располагаться в «античных развалинах» - в этом было явное противоречие, и его устранили. И ещё одно: в отреставрированном виде дом стилистически более понятен; в его облике лучше прочитывается «генеалогия» – та архитектура, которая вдохновила авторов проекта - Дмитрия Бархина с командой единомышленников.
Архитекторы спроектировали дом по мотивам нескольких московских особняков по проекту Баженова, а точнее говоря, трёх: на Большой Полянке, на Новой Басманной и на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира). Все эти проекты объединяет и планировка, и однотипное решение фасадов. Дом на Большой Полянке не сохранился, дом на Новой Басманной потерял свой первоначальный облик, а вот дом на проспекте Мира, 16 сохранился. Он может служить иллюстрацией авторского стиля Баженова (и особенностей решения как общего объема дома, так и фасадов с характерным гипсовым декором). Этот дом известен как «дом Долгова».
Дом Долгова
Баженов построил его в 1770-м году для своего тестя - Луки Ивановича Долгова. У него драматичная история: он пережил пожар 1812 года, потерял третий этаж и часть декора, в том числе белокаменные пилястры в тосканском стиле. Но, надо сказать, рисунок гипсовой лепнины на фасаде дома Долгова изначально был более сдержанный, чем, например, на фасаде несохранившегося здания на Большой Полянке. Его архитекторы изучили по архивным чертежам (как и дома на Новой Басманной) и создали на этой основе оригинальное решение, «посвящённое» творчеству Василия Ивановича Баженова. Сравнивая два дома, старинный дом Долгова и современное здание на Большой почтовой, стоит обратить внимание на то, как сделаны наличники.
Офисный особняк по адресу Большая Почтовая, дом 36
«Для большей аутентичности капителей ионического ордера (ионический композит), мы специально искали чертежи дома Пашкова и фотографировали капители в натуре, чтобы они получились наиболее похожими на капители Баженова,» - вспоминают архитекторы – авторы проекта (подробную историю работы над этим проектом можно прочитать на сайте архитектурного бюро).
Портерет Баженова В.И.(справа). Чертежи Баженова В.И. дом Пашкова (слева)
Дом Пашкова
Фрагмент лепного декора (капитель ионического ордера), Большая Почтовая, 36 (слева). Чертежи дома Пашкова (справа).
Был у этого дома ещё один важный «вдохновитель» - гениальный зодчий Андреа Палладио. Если говорить о конкретном прототипе, то это одна из ранних работ мастера, сохранившихся в наши дни. Палаццо Тьене находится в Виченце, своего рода городе-музее Палладио, настолько много там его творений. Эдикулы (небольшие ниши, опирающиеся на пьедесталы и увенчанные фронтонами) на окнах второго этажа особняка на Большой Почтовой были сделаны точно по чертежам Палладио.
Палаццо Тьене на Страделле сан Гаэтано да Тьене, Виченца (слева). Портрет Палладио (справа)
Офисный особняк по адресу Большая Почтовая, дом 36
Этот дом - великолепный образец неоклассической архитектуры 2000-х - построен в духе архитектурной традиции, последним хранителем которой был архитектор Иван Жолтовский. Он устанавливает связь между культурными слоями, между «вчера» и «сегодня». Будем надеяться, что подобной архитектуры – живой, соразмерной и близкой человеку – будет в нашем городе и нашей стране больше. Ведь на этом универсальном языке мы, сегодняшние, говорим с прошлым и обращаемся к будущему.