Рококо: настроение и атмосфера

Изображение - Рококо: настроение и атмосфера

    Так уж случилось, что Франция несколько веков подряд была законодательницей мод – в архитектуре, интерьере, костюме и вообще, стиле жизни. И с него в этом списке надо начинать. Потому что, подражая стилю жизни Филиппа Орлеанского, а затем Людовика XV (а это были весьма харизматичные фигуры, любители всего прекрасного и меценаты), европейские монархи подражали французским не избирательно, а уж сразу всему. Как заметил кто-то из писателей, мода сродни любви. И это прекрасно, потому что благодаря тому, что практически все европейские королевские дворы полюбили этот «галантный», как его принято называть, стиль, мы до сих пор можем наслаждаться архитектурными и интерьерными памятниками этой эпохи. И – кое-что оттуда для себя почерпнуть. (Например, обратить внимание на орнаменты лепного декора, который является мощным стилеобразующим фактором. Но об этом - чуть позже.)

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №2

    Дворец Эстерхази. Комната напоминает фарфоровую шкатулку, настолько выверена пастельная палитра оттенков, так тонко проработан лепной декор

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №3

    В эпоху рококо лепной декор уподобляется фарфору, а фарфор – лепному декору. Предметы из знаменитого «Лебединого сервиза» работы Иоганна Иоахима Кёндлера (1706-1775), художника, творившего при дворе Августа Сильного. Сервиз был создан на Мейсенской мануфактуре (Саксония) по заказу графа Брюля. До сих пор выпускается фабрикой.

    Некоторые из них прекрасно сохранились, как, например, знаменитый дворец Эстерхази в Будапеште, интерьеры дворца Сан-Суси в Потсдаме или дома знати в Амстердаме. А вот, допустим, Японский дворец в Дрездене (в решении которого «встретились» два близкие по времени стиля – позднее барокко и рококо)- резиденция Августа Сильного, сильно пострадал во время 2-й мировой войны. Интересный исторический факт: уже в ХIХ веке Людвиг II, известный своими романтическими постройками (вспомните хотя бы замок Нойшванштайн) сделал попытку построить на озере Химзее Новый Версаль. Дворец остался недостроенным, однако идея была грандиозной: воссоздать французский Версаль, но… с «улучшенной», ещё более роскошной зеркальной галереей.

    Может показаться удивительным, но в наше время в России осуществляются проекты гораздо более амбициозные. Пример - дворец под Санкт-Петербургом, построенный по авторскому проекту архитектора Игоря Гремицкого (несколько лет назад он был опубликован в интерьерном журнале и не остался незамеченным публикой). Это настоящий дворец в стиле, условно говоря, Петергофа или Зимнего, сочетающий в своём убранстве барокко и рококо. С до сантиметра проработанным декором, будь то мраморные лестницы, золоченая гипсовая лепнина или витражи. Российские архитекторы и декораторы воссоздают интерьеры во вполне аутентичных стилях, в том числе рококо, на старинных виллах в Европе, купленных нашими соотечественниками. Но гораздо более востребованный вариант – создание такой «виллы» на российской земле. Слово «вилла» в данном случае понимаем в широком смысле, имея в виду и дом, и квартиру. В соответствующем стиле и соответствующей атмосферой.

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №4

    Дворец под Санкт-Петербургом, автор проекта Игорь Гремицкий.

    Тут есть два пути. Первый – выбрать исторический стиль. Взять за основу некий образец – да хотя бы словно фарфоровые залы дворца Эстерхази, со словно вьющимся, поднимающимся со стен на потолок тончайшим лепным декором. Второй – создать на базе рококо современный интерьер в духе эклектики, микса. Не отменяя строгого исторического подхода, микс стилей выходит сейчас на первый план.

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №5

    Модная гостиная: за основу взят стиль рококо, наполнение - современное

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №6

    Дом – старинный, с окнами в пол, мебель и текстиль – современные. Английский дизайнер Триша Гилд посвятила теме лепного декора одну из своих коллекций текстиля. В паттерне повторяются ритмично расположенные «лепные» медальоны.

    Причин тут несколько, и главная – это дань времени, в которое мы с вами живем, эпохе эклектики и крайнего индивидуализма, который предъявляет свои требования к интерьеру. Ещё одна причина – открытость мира. Возьмём, к примеру, парижские квартиры – это целая тема. Стены со старинной лепниной из гипса, которая кое-где отвалилась, и это отлично смотрится; старые полы французской «ёлочкой», а мебель – разных эпох, в том числе – подчеркнуто современная, от модных дизайнеров и люксовых интерьерных брендов. Там на самом деле жили поколения одной семьи, там на самом деле чувствуется «воздух времени». Мы же научились всё это с большим мастерством имитировать.

    Хотя «имитация» - не слишком подходящее определение для высокого искусства, с которым мы сегодня имеем дело в лучших из современных интерьеров. Лучше сказать – «воссоздание». Для этого нужно, чтобы сошлись воедино исходные факторы: окна в пол, по типу французских (или, как вариант, витражное остекление)и довольно-таки высокие потолки. Но даже если этого в «условиях задачи» нет, не страшно. Эффект французских окон можно создать, просто «продлив» обычные окна до пола при помощи зеркал. И потолки могут быть, на самом деле, не слишком высокими. Дело в том, что у самой гипсовой лепнины в стиле рококо есть свойство зрительно «поднимать» потолок. Типичные для искусства эпохи рококо потолочные росписи тоже обладают таким свойством (небо, висячие сады, парящие амуры).

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №7

    Лучше, если потолок по пропорциям соответствует размеру помещения - тогда не надо думать, как его дополнительно «понизить». Хотя и тут на помощь может прийти лепной декор! Авторы исторических интерьеров пользовались хитрым приёмом «разбивки» стен. Лепной узор выглядит абсолютно непринуждённо, уподобляясь вьюнку или изящной гирлянде. Он, как растение в природе, словно «обходит» препятствия - зеркала и канделябры. Взгляд, скользя по этим переплетениям, следует определённому маршруту. И в итоге, причудливый декор отвлекает внимание от высоты потолка.

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №8

    Каминная в Шантийи. Благодаря продуманному декору стен и потолка комната выглядит гармонично

    Но возвратимся в сегодняшний день. В интерьер, который ещё пока только в мечтах или на ранней стадии проектирования. Ещё до того, как создана база в стиле рококо: есть окна в пол, сам пол отделан паркетом, а стены и потолок декорированы гипсовой лепниной – ещё на этапе проектирования стоит задуматься о мебели, которую лично вам хочется в этом пространстве видеть. Может быть, это будет мебель разных эпох, будто бы небрежно собранная и расставленная талантливым декоратором? Или лучше остановиться на современных дизайнерских мебели и свете, вроде кресел по дизайну Арне Якобсена и знаменитых торшеров авторства Акиле Кастильони? Добавить к ним модную живопись? Решайте, выбор за вами.

Рококо: настроение и атмосфера. Фото №9

    Стилизованная в духе рококо гипсовая лепнина, мебель «разных поколений» и потолочные светильники по дизайну Тома Диксона – смелое сочетание

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Фото - Лепной декор ЭрмитажаЛепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.