Рококо: стиль «галантной эпохи»

Изображение - Рококо: стиль «галантной эпохи»

    Концертная комната в стиле рококо во дворце Сан-Суси в Потсдаме

    Стиль рококо зародился во Франции в эпоху Регентства (1715 – 1723), названную так историками потому, что в это время регентом при малолетнем Людовике ХV был Филипп Орлеанский. «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени» - пишет Пушкин в неоконченном романе «Арап Петра Великого». Его это время интересовало в связи с жизнью его знаменитого предка Ганнибала: как известно, поэт проводил определенные аналогии между ним и собой. Но это поздний Пушкин. А ранний, наоборот, вдохновлен этой эпохой. И вот что интересно: в своих стихах Пушкин упоминает французского поэта эпохи рококо Парни («нежного» Парни), который был молодому Пушкину созвучен не только из-за эпикурейского отношения к жизни, но и происхождением обладал похожим – в нем была «арапская» кровь…И в «Евгении Онегине» поэт обращается к эпохе рококо, делая точное и быстрое замечание: «Разврат, бывало, хладнокровный наукой славился любовной…» Беспощадно, но информативно: дело в том, что (помимо прямо заявленного смысла) самой читаемой книгой у аристократии тех лет – и более поздней эпохи, времени расцвета рококо, когда к власти пришёл Людовик ХV (1715 – 1774) ,- была «Наука любви» Овидия и её всяческие переделки на новый лад. А ещё – античная буколическая поэзия, прославляющая жизнь на лоне природы.

    Для чего сейчас об этом? Зачем, собираясь поговорить о рококо в интерьере, «заходить на посадку» со стороны литературы? Да потому что рокайльные формы лепного декора, росписей и мебели – это не некая частность в истории классического интерьера, это не прихоть художника (архитектора), это не то, что появилось случайно. Нет, это был серьёзный запрос общества – на… «несерьёзное». Но бросим взгляд на другие виды искусства. И живопись (Ватто, Фрагонар, Буше), и музыка (Куперен, Рамо, отчасти Скарлатти), и интерьер (Оппенор, Мейссонье, Боффран), и «большая» архитектура (Ринальди, Тьеполо) - все в один голос воспевали прелесть частной жизни, ничем не нарушаемого личного пространства, праздник любви. В советское время этот стиль просто заклеймили, как стиль комфорта и удовольствий, стиль-предвестник французской революции, маячившей за следующей эпохой - эпохой Людовика ХVI. Но мы смотрим уже из другого времени и будем справедливы: стиль рококо создал универсальный художественный язык для выражения крайней степени изящества.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №2

    Анфилада залов в шато Шантийи, резиденции герцогов Монморанси, потом принца Конде. В настоящее время в замке находится музей Конде.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №2-1

    Одна из комнат в отеле Субиз. Настенная роспись кисти Франсуа Буше, признанного мастера эпохи рококо, заключена в изящную раму из позолоченной гипсовой лепнины. Позолоты совсем немного – основная часть лепного декора оставлена белой, и это создает ощущение лёгкости, воздушности интерьера.

    Итак: прямоугольный план здания – это уже не обязательно. Интерьер: тоже не обязательно «прямоугольный» В нём в это время появляются небольшие уютные комнаты, в частности, овальные – это открытие эпохи рококо. Потолки и стены декорируются гипсовой лепниной в виде рокайлей (S– образные завитки), морских раковин плоской формы и картушей.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №3

    «Комната принца», Отель Субиз: детально проработанный гипсовый декор потолка подчёркивает отсутствие прямых углов

    Лепной декор из гипса золотится очень аккуратно: на нем словно играют солнечные блики. Это новшество: во время барокко лепнина из гипса была выпуклой, скульптурной, и, как правило, щедро позолоченной. В моду входит жизнь на лоне природы, всевозможные «галантные праздненства», а, чтобы они проходили с комфортом, в парках строятся павильоны и беседки. (В том числе в китайском стиле, за которым закрепляется его французское название – «шинуазри».)

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №4

    Павильон в парке дворца Сан-Суси (Потсдам), так называемый Китайский чайный домик, был построен в 1755-1764 годах для прусского короля Фридриха Великого по его собственным эскизам. Великолепный пример использования стиля шинуазри как составной части рококо.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №5

    Комната в замке Шантийи, декорированная росписями и золочёной гипсовой лепниной в китайском стиле

    Вот это стремление жить на лоне природы, причем природы комфортно обустроенной, с рукотворными ручьями, беседками и гротами, и подарило нам сам термин Rocaille, что означает в переводе с французского «дробленый камень», «декоративный камень» «раковина». Натуральные материалы – дроблёный камень и морские раковины с успехом имитируются в интерьере лепниной из гипса, и надо сказать, с точки зрения аристократии той эпохи, они выглядят лучше, чем естественные, природные – гораздо изящнее. Во дворцах эпохи рококо рокайли сплетаются в нежные причудливые узоры, словно оплетают настенную живопись, переходят со стен на потолок. Причём не только позолота нежнейшая, оттенки стен, потолка, гипсовой лепнины столь же нежные. Помимо классического белого это так называемые «селадоновые» тона, и это ещё одно открытие эпохи рококо, - нежно-розовый, серебристо-серый, пастельные зеленый и голубой.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №6

    Позолоченная потолочная розетка кажется сделанной из кружева (отель Субиз)

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №7

    Декор стены крупным планом (отель Субиз)

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №7-1

    Фрагмент настенного лепного декора в отеле Субиз: тонкие переплетения словно вьющегося цветочного орнамента на благородном серо-голубом фоне. Этот оттенок идеально сочетается с золотом

    Если говорить о классических примерах рококо в архитектуре и интерьере, то во Франции это, допустим, так называемый отель Субиз, построенный в Париже архитектором Пьером Деламером и декорированный Жерменом Боффраном (отель не в современном смысле, а в понимании Франции тех лет -«особняк с садом»). Сейчас там располагается Музей истории Франции.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №8

    Овальная комната, или «Комната принцессы» в особняке Субиз (который принадлежал сначала герцогам Гизам, потом Франсуа де Рогану, герцогу Субизу) демонстрирует идеально плавный переход от стен к потолку. Богатый гипсовый декор с росписями в картушах создает эффект оптической иллюзии: орнамент потолка и стен словно слегка колеблется

    Или, например, замок Шантийи под Парижем.

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №9

    Гостиная и спальня (внизу) в замке Шантийи. Все вещи подлинные, исторические

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №10

    А в России это творения знаменитого итальянца Антонио Ринальди. В качестве примера можно привести «Собственную дачу» Екатерины II– дворцовый комплекс, выстроенный в Верхнем парке Ораниенбаума, а также отдельные интерьеры Гатчинского дворца (например, комнату Марии Фёдоровны). Там есть все, за что любили рококо аристократы ХVIII века, и за что любим его мы: изяшная вязь орнаментов лепного декора и росписей - рокайлей, раковин, цветочных гирлянд и лент; утонченная трактовка стиля шинуазри; продуманность до мельчайших деталей, включая фарфор Севрской или Мейсенской мануфактуры и интерьерный шёлк старинной лионской мануфактуры. А главное – удивительная атмосфера лёгкости и непринуждённости…

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №11

    Китайский дворец Ораниенбаума (южный фасад). Построен в 1762 – 1768 гг. по проекту Антонио Ринальди. Свое название получил из-за отделки части интерьеров в модном в то время китайском стиле (шинуазри)

Рококо: стиль «галантной эпохи». Фото №11-1

    Стеклярусный кабинет Китайского дворца Ораниенбаума, один из самых известных интерьеров дворца, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов

    Когда в моду вошёл следующий по времени интерьерный стиль – строгий классицизм – казалось, что он вытеснит рококо. Но все оказалось не так просто. Время всё расставило по своим местам. И сегодня стиль рококо снова востребован - как в его классической трактовке, так и в современной интерпретации. Об этом читайте в следующих выпусках нашего блога.

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Фото - Лепной декор ЭрмитажаЛепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.