Русская усадьба

Изображение - Русская усадьба

    Усадьба Архангельское

    Русская усадьба – сокровище нашей культуры. В её багаже есть величины вроде музеев Кусково, Архангельское, Коломенское, Останкино. Есть усадьбы с другой судьбой, вроде Середниково (усадьбы Лермонтовых-Столыпиных), которая сейчас находится в частной собственности. Она отреставрирована; там проводятся свадьбы и иные торжества. Есть разрушающиеся, как Гребнево. Всего в России около 7 тысяч старинных усадеб. Многие не сохранились. Но каковы бы ни были их судьбы, русская усадьба жива. Дело всё в том, что в нашем отечестве сложился не просто такой культурный «музейный» феномен. Удивительно, но за последние 20 лет усадьба возродилась – и не как музейный экспонат, а как жилое пространство, комфортное для современного человека. Пример – созданные в последнее время усадебные комплексы, в которых есть основной дом, дома поменьше для гостей, банный комплекс, конюшни и другие хозяйственные постройки.

Русская усадьба. Фото №2

    План старинной усадьбы

    Оказалось, что усадьба эпохи классицизма может очень многое дать современной усадьбе - от разумной планировки участка до архитектурного облика дома и принципов оформления интерьера. (Хотя сегодня никто из архитекторов не копирует в точности исторические образцы, создавая собственные талантливые вариации на тему русской усадьбы.)

Русская усадьба. Фото №3

    Парадное пространство в современной подмосковной усадьбе по проекту архитектора Александра Бурыкина

    Главный дом на участке – здание с характерным портиком, опирающимся на колонны, с симметричными «крыльями». На первом этаже располагаются парадные помещения, богато декорированные мрамором, гипсовой лепниной, скульптурой и росписями; на втором – приватные. На центральную ось первого этажа нанизаны прихожая, холл и гостиная, образующие эффектную анфиладу. Иногда её замыкает зимний сад с окнами в парк. С первого на второй этаж ведёт торжественная лестница.

Русская усадьба. Фото №4

    Главный дом в современной подмосковной усадьбе, архитектор Александр Бурыкин

    Ничего лучше с точки зрения планировки загородного дома не было придумано, по крайней мере, на наш российский взгляд. И даже ХХ век с его открытиями тут не всё изменил. Американец Фрэнк Ллойд Райт, сделавший открытое перетекающее пространство новой идеей организации дома, имеет немало поклонников. Но, увлекшись его идеями в 90-х и начале 2000-х, сейчас многие возвращаются к традиционной планировке.

    Итак, оказалось, что современная загородная усадьба как способ жизни привлекательна для семьи, а тем более для большой семьи. Косвенно возрождение усадьбы в наше время свидетельствует о положительных изменениях в нашем обществе: о возрастающей ценности семьи, о «клановости» в хорошем смысле этого слова (если понимать её как широкий круг общения с родственниками), о желании общаться с большим кругом друзей. В общем, современная усадьба весьма оптимистична и нацелена на будущее.

    Давайте посмотрим ещё раз на известные подмосковные усадьбы, полюбуемся их архитектурой и интерьерами, вспомним главные вехи их истории. Ведь они, несмотря на успехи современной частной архитектуры, остаются образцом стиля.

    Усадьба Кусково, резиденция графа Петра Борисовича Шереметева. Главный дом, так называемый Большой дом, был построен в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Три портика – один центральный и два боковых, фигуры сфинксов и пологие пандусы для въезда карет придают особую торжественность зданию.

Русская усадьба. Фото №5

    Дворец («Большой дом») в Кускове. Построен по проекту архитектора Бланка в стиле ранний классицизм

    Кроме главного дома для «больших» праздненств, на территории Кускова есть небольшие дворцы для камерных праздненств – «Итальянский домик» и «Голландский домик».

Русская усадьба. Фото №6

    «Итальянский домик». Построен в 1754-1755 годах архитектором Ю. И.Кологривовым

Русская усадьба. Фото №7

    Парадный зал в Кусковском дворце

Русская усадьба. Фото №8

    Принцип симметрии – один из главных принципв искусства эпохи классицизма

Русская усадьба. Фото №9

    Лепной декор и скульптура в античном стиле в оформлении главного зала в Кусковском дворце

Русская усадьба. Фото №10

    Оформление потолка живописью и гипсовой лепниной в стиле классицизм: простые геометрические формы, в центре – в прямоугольном «окне» - типично классицистская живопись: фигуры статичны и больше напоминают скульптуру

Русская усадьба. Фото №11

    Кусково. Смешение близких по времени стилей характерно для усадьбы, в которой жило несколько поколений. Кресла в стиле Людовика XV (рококо), комод на стыке стилей – рококо и классицизма (гнутые ножки, прямой корпус), вазы в стиле шинуазри (рококо), изразцы голландской печи украшены ампирными гирляндами. Потолочная лепнина из гипса – в стиле классицизм… В современном интерьере такой приём используется для создания ощущения обжитого пространства, «дома с историей».

Русская усадьба. Фото №12

    Этот же приём использован в декоре Останкинского дворца: лепной декор потолка – строгий и лаконичный (стиль классицизм), а декор стен – прихотливо-легкомысленный, с характерными лентами и бантами (рококо)

    Об Останкинском дворце, резиденции графа Шереметева, мы уже говорили в статье, посвящённой стилю русский классицизм. Однако помимо прочего, он может служить отличной иллюстрацией не только стиля, но и вкуса. Например, плотный декор – вкусовая вещь. В России всегда любили плотный декор. (Если заглянуть вглубь веков,- эта любовь - культурное наследие пышной Византии.) И даже столь рациональный стиль, как классицизм, не мог выбрать для интерьера своей резиденции густо замешанный декор. (Поэтому, кстати, и в более позднее время, в эпоху эклектики, в России на ура был принят викторианский стиль – стиль с неимоверно плотным декором.) И это при абсолютно строгом фасаде, каконически выверенном с точки зрения законов классицизма.

Русская усадьба. Фото №13

    Останкинский дворец. Строгий фасад с колоннадой и лепными фризами скрывает роскошный интерьер

    Кстати, современная российская усадьба так же не приемлет аскетизма в интерьере, как и её знаменитые предшественницы. Есть несколько бесспорных средств, чтобы этот аскетизм победить. Базовые средства – это гипсовая лепнина и скульптура. Лепнина может быть очень густой, она может сочетать в себе различные элементы – пилястры, фризы, порталы, молдинги, медальоны; может быть очень щедро позолоченной (простой способ, который сразу даёт ощущение роскоши, богатства).

    Архангельское – владение в прошлом Голицыных – Юсуповых, а сейчас музей – непревзойдённый образец усадебной архитектуры и исторически значимый памятник. Здесь бывали Пушкин, Вяземский, Карамзин, члены царской фамилии. К так называемому Большому дворцу ведёт лестница, по сторонам которой – аллегорические фигуры в античном стиле. Большой дворец (построенный по проекту французского архитектора Ш. Герна) выглядит очень празднично благодаря центральному круглому объёму-ротонде, похожей на двухъярусный торт. Малый дворец, созданный итальянцем Петонди, представляет собой идеально выверенное с точки зрения законов классицизма здание. Интерьеры Большого дворца, парадные и даже помпезные, сочетают росписи в технике гризайль, гипсовую лепнину, скульптуру на мифологические сюжеты. Всё это восстановлено после пожара 1812 года и другого, в 1820-м году.

    Говоря о старинной русской усадьбе, нельзя не упомянуть Остафьево, Вороново и Братцево. Дом в Братцево (имении Строгановых) строил талантливый архитектор А. Н. Воронихин. По воспоминаниям современников, дом, пока к нему не пристроили боковые флигели, напоминал итальянскую виллу Ротонда – самое известное творение архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Усадьба Ростопчиных-Шереметевых Вороново столько раз горела и переделывалась, что приобрела интересный своеобразный облик. Остафьево – усадьба Петра Андреевича Вяземского, предположительно построена И. Е. Старовым, замечательным мастером эпохи русского классицизма. В этом доме жил Карамзин, много раз бывал Пушкин. Сохранилась мемориальная комната Карамзина: строгая мебель в стиле ампир, плотная развеска картин – и никаких излишеств. Очень скромная, интеллигентная версия стиля русской усадьбы. (Ещё более скромно жил сам А.С. Пушкин в своём имении Михайловском. ) То есть, русская усадьба конца 18 – начала 19 века показывает нам целый спектр возможностей в рамках одного стиля: от предельной роскоши до изысканного лаконизма. Указывая нам, сегодняшним, путь, определяя вектор развития, она предоставляет нам абсолютную свободу выбора. И это прекрасно.

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.