Русские богатыри

Изображение - Русские богатыри

   Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны.

    О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материале – наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

    Илья Рябов, скульптор. Автор статуэток «Ермак» и «Евпатий Коловрат»

    - Илья, кажется, только что мы беседовали с Вами о подарочной статуэтке «Земля – меч – самолёт», которую вы сделали для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», а сегодня уже готовы статуэтки богатырей. И опять тема защиты Родины… Сколько времени заняла работа над ними?

    - Сначала был подготовительный этап – изучение материалов, в том числе чтение книг по истории, работа с иллюстративными источниками, поиск образа, эскизы – примерно месяц. На изготовление фигурок в материале (в данном случае, в пластилине) по готовым эскизам ушло около полутора месяцев.

Коллекционная фигурка Ермак

Коллекционная фигурка «Ермак»

    - То есть, это на каждую Вы затратили столько времени?

    - Да. Потому что хотелось, во-первых, досконально разобраться в том, как выглядели воины древности, ведь мне предстояло сделать коллекционные статуэтки, где все детали должны быть исторически точными. А во-вторых, сама работа очень тонкая, требующая тщательной проработки деталей и даже (там, где это возможно) физиогномического сходства с оригиналом.

Коллекционная фигурка Евпатий Коловрат

Коллекционная фигурка «Евпатий Коловрат»

    - Разве сохранились их портретные изображения?

    - Тут две разные истории. Ведь Евпатий Коловрат жил в XIII веке, а Ермак – в XVI. Портреты Ермака сохранились, а Евпатия Коловрата – нет. Мы можем пользоваться только сохранившимися словесными описаниями. Стиль древнерусских повествователей довольно-таки скупой, но в то же время ёмкий и точный.

    - Давайте всё-таки уточним: Евпатий Коловрат – это разве не былинный богатырь?

    - Я знаю, что некоторые считают его былинным персонажем, но тем не менее это абсолютно реальная историческая личность. Его история меня поразила. Я понимаю, почему кто-то считает его былинным богатырём, вымышленным героем.

    - Расскажите, почему?

    - Евпатий Коловрат был рязанским вельможей. В 1238-м году на Рязань напало войско хана Батыя, город был разорён дотла. Евпатий тогда находился в Чернигове; он взял «малый», как сказано в летописи, отряд и поскакал отомстить врагу.

    - Вы изобразили его как раз в этот момент?

    - Совершенно верно: он на коне, в боевом снаряжении: с боевым топором и круглым щитом; в кольчуге. (В Рязанском Кремле в музее сохранились подобные доспехи.) Фигура мощная, лицо – сосредоточенное. Конь – под стать седоку. Известны годы жизни Евпатия - 1200-1238. То есть, ему было 38 лет, когда он погиб. Это тоже «зацепка» для того, чтобы создать достоверный портрет. Что меня поразило: в бою его не могли убить. Били по нему из камнемётных орудий, и только тогда погубили. Я хотел передать силу духа, героизм этого человека.

    - А другой герой, Ермак? Что было с ним?

    - Ермак жил тремя веками позже и сумел за год завоевать Сибирское ханство. Только и всего (улыбается). Казачий атаман. Уму непостижимо, как он с относительно небольшим войском покорил такую территорию. Судя по всему, казачье войско было «спецназом» того времени. Конечно, периодически подходила подмога. Герои были хорошо вооружены: у них были пушки, мушкеты. Лодки, на которых воины переправлялись через реки, во время пеших переходов несли с собой. Всё это современному человеку трудно представить. И опять же: это не былинные богатыри, а реальные личности.

    - Ваш Ермак изображён в бою.

    - В то время уже было изобретено огнестрельное оружие – за плечами у него мушкет. Но сейчас момент схватки с противником «лоб в лоб». Поэтому меч занесён и через секунду опустится.

    Дания Гимальдинова, скульптор. Автор статуэтки «Пересвет»

Коллекционная фигурка Александр Пересвет

Коллекционная фигурка «Александр Пересвет»

    - Дания, такого не бывает: монах-схимник на коне!

    - Да, для нас с вами непривычно наблюдать такую картину. Это Пересвет, герой Куликовской битвы. Помните: Пересвет и Ослябя? Монахи, которых Сергий Радонежский дал в помощь Дмитрию Донскому? Я изобразила одного из них. Не сразу пришло понимание, как трактовать образ Пересвета, ведь о нём известно совсем немного. Этот богатырь жил в XIV веке в Брянске, был боярином, потом принял монашество. Я изучила большое количество материала. Молодым он вряд ли мог бы быть, поскольку за плечами у него уже было и боярство, и воинские успехи, и монашество. Поэтому в моей трактовке это человек среднего возраста, с сосредоточенным и в то же время жёстким взглядом. Это обобщённый образ. К сожалению, изображений Пересвета не сохранилось, в отличие от, допустим, изображений Сергия Радонежского: есть старинные иконы, они передают портретное сходство. Я изобразила Пересвета в монашеской схиме. Вот это уже известный факт: он был монахом-схимником. Представьте, как отреагировало татаро-монгольское войско, когда увидело богатыря в монашеском облачении.

   

Коллекционная фигурка Александр Пересвет

Коллекционная фигурка «Александр Пересвет»

    - А почему он с копьём?

    - Он показан в тот момент, когда он выехал из строя навстречу Челубею. Это начало Куликовкой битвы: войска Мамая и Дмитрия Донского стоят друг напротив друга. Через считанные минуты Пересвет и Челубей в поединке поразят друг друга копьями, а через четыре часа русское войско победит.

   

Коллекционная фигурка Александр Пересвет

Коллекционная фигурка «Александр Пересвет»

    - Из какого материала Вы создали модель?

    - Лепила из пластилина; потом фигурку переводили в пластик и затем окрашивали. Это кропотливая работа: надо сделать мелкие детали, в том числе - лицо, глаза, и попасть в масштаб. Фигурка высотой 17 см. У статуэтки изящные пропорции, она динамична: Пересвет уверенно и без страха движется к цели.

    - И, замечу, что эту устремлённость очень хорошо подчёркивает почти монохромная окраска коня и всадника. Вы рекомендовали художникам, как окрасить статуэтку?

    - Моей задачей было сделать скульптуру. А художники уже сами на своём этапе принимали решение о колористике. Надо отдать должное и мастерам, которые переводили игрушку в пластик – филигранная работа. Как мы видим, в целом получилась замечательная коллекционная игрушка. Подобная вещь – это редкость. Кроме того, что она будет интересна коллекционерам, ею заинтересуются и родители, потому что это отличная вещь для развития детей. Играя, они как бы сами собой узнают об истории России, о персоналиях, разберутся в том, кто такой герой и что вообще такое - героизм.

    Вячеслав Молокостов, скульптор. Автор статуэтки «Дмитрий Переяславский» и фигурок из серии «Солдаты»

  

Коллекционные игрушки серия Солдаты

Коллекционные игрушки, серия «Солдаты»

    - Вячеслав, Вы известны как соавтор скульптуры «Прощание славянки», установленной на Белорусском вокзале (создана под руководством скульптора Салавата Щербакова, академика РАХ, народного художника России). Была для Вас какая-то сложность в том, чтобы перейти от крупных форм к малым?

    - Конечно, нет. Никто ведь не отменял правила построения скульптурных форм: у монументальной скульптуры – они свои, у статуэтки – свои. Скажу больше - из этих статуэток, которые мы сделали сейчас для ООО «Меченосец», могут при желании получиться крупные работы. Их можно перевести в монументальную скульптуру. Для этого у них есть всё необходимое: динамика, эмоциональность, историзм, психологическая проработка образа. Фигурки богатырей – это мини-памятники.

Коллекционная фигурка Дмитрий Переяславский

Коллекционная фигурка «Дмитрий Переяславский»

    - Малые формы – большое содержание. Вот фигурка, изображающая Дмитрия Переяславского. Величественный богатырь на коне, закованный в латы, поднял меч – он готов повести за собой войско. Как Вы пришли к именно такой трактовке образа?

    - Богатыри были реальными историческими личностями – это факт. И это главное в нашей концепции. Дмитрий Александрович Переяславский – известный полководец, сын Александра Невского. Родился в 1250-м году, а уже в 1268-м году (в 18 лет!) он победил в Раковорском сражении - разбил рыцарей Ливонского ордена и продолжил тем самым дело отца. Вот это и была точка отсчета в работе над образом. Герой! Фигурки богатырей и солдат (это другая часть коллекции, современная) реалистически точно и исторически достоверно изображают воинов, их одежду и доспехи - или обмундирование, в том случае, когда речь идёт о солдатах II мировой войны. Великая Отечественная – для меня очень близкая тема. Она коснулась каждой семьи, и нашей тоже. Вот почему для меня была важна эмоциональная составляющая образа: большей частью я старался показать солдат в момент подвига, в момент наивысшего напряжения всех сил. Например, радист: вот только что он установил связь. Или командир полка. Или воин с автоматом в руках.

Серия Солдаты, Автоматчик

Серия «Солдаты», Автоматчик

Серия Солдаты, Радист

Серия «Солдаты», Радист

    - А фигурка солдата-пехотинца изображает его в момент покоя. Почему так?

    - Нужна некая динамика внутри группы фигурок: пусть солдат-пехотинец будет изображен во время покоя, столь редкого на войне. Впереди у него многокилометровый переход и бой.

Серия Солдаты, Пехотинец

Серия «Солдаты», Пехотинец

    - Богатыри и солдаты. Что объединяет эти части коллекции?

    Обе части коллекции объединены одной идеей: и воины древности, и солдаты ХХ века, недавней эпохи, - это настоящие русские богатыри, обладающие – да, и большой физической силой, но главное - силой духа. Побеждали и монголо-татарские орды, и тевтонских рыцарей, и фашистов. В нашей истории сплошь так – победы давались напряжением всех сил, требовали подвига.

    Сергей Солодовников, начальник производства

    - Сергей, расскажите, как происходит процесс отливки статуэтки?

    - Скульптор лепит статуэтку в пластилине либо в запекаемом пластике (в данном случае, фигурки делали в пластилине), и она поступает на производство. Мы снимаем с неё форму из 2-х - 3-х частей. Форма – из так называемого формовочного компаунда (силиконовой резины), толщина формы – 8 мм. Сверху надевается гипсовый кожух, чтобы жёстко зафиксировать форму. Очень важно, чтобы в резине не было пузырей, поэтому перед заливкой резина замешивается и ставится в вакуумную камеру: вакуум вытягивает все пузыри. Затем заливаем в форму пластик и ставим в автоклав – вакуумную камеру. Туда накачивается воздух, и через 5 минут форма вынимается.

    - Сколько отливок можно сделать с одной формы?

    - Одна форма выдержит несколько сотен отливок, но мы делаем 8-10 штук. У нас лимитированная коллекция, качество очень высокое.

    - С каким материалом вы работаете?

    - Мы долго экспериментировали с разными пластиками. Нам было важно, чтобы он был не просто жёсткий, а еще и эластичный. Если фигурка упадет, она не должна разбиться. Долго общались с технологами. И наконец, нашли подходящий отечественный пластик, лучше, например, американского.

    - Фигурка отливается целиком?

    - Конечно, нет! По отдельности отливаются конь и всадник, мечи, другие детали вооружения. Это многоступенчатая работа. И это тоже еще не финал. Далее по отдельности лошадь и всадник поступают к мастерам, которые ювелирно прорабатыают детали алмазным инструментом: полируют, убирают лишнее. На каждую фигурку уходит 15-20 минут. Есть одна хитрость: после зачистки в фигурке лошади высверливается отверстие, в него вставляется магнит, чтобы всадник жёстко «сидел» на ней. В фигурку всадника, соответственно, вкладывается металл. Снаружи всё это не заметно. После сборки – покраска аэрографами – мини-краскопультами, которые тонко-тонко распыляют краситель. Потом художники кисточками прорабатывают лица, руки, детали упряжи и оружия. Впрочем, вам лучше спросить об этом этапе работы над статуэткой у художников.

    Михаил Ушатов, скульптор (на этом проекте – один из художников)

    - В чём, на Ваш взгляд, важность процесса окрашивания статуэтки?

    - Окрашивание – завершающий и потому очень важный этап. Мы, художники, должны подчеркнуть все достоинства скульптуры, усилить эмоциональное впечатление, которое она производит на зрителя, а кроме того, правдиво показать одежду, вооружение. Как мы работали? Сначала создали цветовые схемы для каждой статуэтки, сделали эскизы. Их утвердил худсовет. Думали о сочетаемости, о контрасте. Допустим, у Ермака лошадь светлая – кольчугу надо сделать темнее. У Евпатия Коловрата конь темного цвета – пусть щит будет терракотового цвета с красным ромбом, седло – красное. А вот у Пересвета, например, одежда чёрная – это было в «условиях задачи», он же в монашеском облачении. И мы решили – пусть лошадь тоже будет чёрная. Есть цельность образа.

Фигурка Ермак до и после окраски

Фигурка «Ермак» до и после окраски

    - Всю фигурку расписывает один человек?

    - Нет, разные мастера: одни работают аэрографами, потом другие расписывают статуэтку: прорабатывают тонкой кисточкой лицо, руки, детали одежды. Каждый слой надо высушить. В целом окраска и роспись фигурки занимает сутки – полтора.

    - Это ответственная и высокохудожественная ручная работа. Скажите, пожалуйста, Михаил, какое у Вас образование?

    - Я закончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

    - Спасибо, вопросов больше нет.

Ещё по теме

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Букингемский дворец: резиденция королевы

Опубликовано: 05.11.2015

Букингемский дворец: резиденция королевы

Самому известному и, по мнению многих, самому красивому дворцу Лондона, резиденции королевы Елизаветы II, больше 300 лет. А точнее – 312: построен он был в 1703-м году по проекту архитектора Уильяма Уинда для герцога Букингемского. (Не для того Бэкингема, который нам известен по роману Александра Дюма историей с алмазными подвесками королевы Анны, а для одного из последующих носителей титула, Джона Шеффилда; а «тот» Бэкингем жил примерно на восемьдесят лет ранее.) Пройдет ещё полвека, Букингем-хаус купит король Георг III для королевы Шарлотты (в 1762-м), и внимание - в народе особняк станут называть «дворец королевы». Однако на этом этапе история дворца – только предыстория, некий пунктир, предвестие того, что будет потом, в 63-летнее царствование королевы Виктории.

Читать полностью

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Опубликовано: 26.10.2015

Феномен галереи Уффици: от канцелярии к музею

Кто бы мог подумать, что здание канцелярии может превратиться в музей – причём одно из лучших в мире собраний живописи и скульптуры? И тем не менее: эпоха Возрождения была столь животворящей, что могла вдохнуть жизнь в даже нечто вроде бы совсем бездушное. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы». Вот так, совершенно, в общем, банально, строго в соответствии с его функцией, называлось в XVI веке это здание, которое герцог Тосканы Козимо I Медичи решил выстроить во Флоренции, чтобы разместить там канцелярии – судебные и административные.

Читать полностью

Как слепить лошадку: мастер-класс  для начинающих

Опубликовано: 05.08.2015

Как слепить лошадку: мастер-класс для начинающих

Это второе занятие. На предыдущем Мила показала пошагово, как слепить из скульптурного пластилина фигурку зайчика. Это мы уже освоили, и теперь можно двигаться дальше. Сделать лошадку несколько сложнее: для такой скульптуры уже потребуется каркас.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.