Русский классицизм

Изображение - Русский классицизм

    Русская культура всегда отличалась уникальным свойством: принимая участие в серьёзных культурных процессах, умела сделать своим, творчески усвоить самое важное и – в результате - быть в авангарде ведущих культурных (в частности, художественных, архитектурных, интерьерных) процессов. Эпоха классицизма в России дала мировой культуре удивительный пример целостного подхода к проблеме стиля: помимо прочего, у нас есть город, построенный лучшими архитекторами, - Петербург. Пусть в современном Петербурге имеется всё: здания эпохи барокко и рококо, модерна и эклектики, сооружения ХХ и ХХI века. Тем не менее, его дух – это дух классицизма. Чёткое членение городской застройки, симметрия, рациональность планировочного решения соответствует главным идеям эпохи: разумности, пользы, строгой красоты.

Русский классицизм. Фото №2

    Этот ангел – одна из многих скульптур Исаакиевского собора. С такой высоты открывается головокружительный вид на историческую часть города

    Памятников же классицизма в этом городе столько, что, вспоминая о них, не знаешь, с чего начать: Исаакиевский собор? Казанский? Адмиралтейство? Академия художеств? Малый Эрмитаж? Таврический дворец? Аничков дворец?

Русский классицизм. Фото №3

    Аничков дворец - памятник раннего классицизма. Изначально был построен в стиле «елизаветинского барокко» Земцовым и Растрелли, однако, как только в моду вошел классицизм, был перестроен архитектором Старовым (в 1776-1779 годах)

Русский классицизм. Фото №4

    Интерьер Аничкова дворца. В нём заметно интересное смешение близких по времени стилей – барокко и классицизма

Русский классицизм. Фото №5

    Академия художеств в Санкт-Петербурге построена в 1764-1989 годах по проекту архитекторов Ж.-Б. Валлена-Деламота и А. Ф. Кокоринова

Русский классицизм. Фото №6

    Академия художеств – геометрический красивый архитектурный объем с внутренними дворами, скомпонованными симметрично относительно круглого внутреннего двора-атриума и парадного входа

Русский классицизм. Фото №7

    Статуя богини мудрости Минервы, готовой увенчать лавровым венком достойнейшего, украшает купол над парадным входом в Академию художеств

Русский классицизм. Фото №8

    Малый Эрмитаж. Северный павильон. Сейчас уже никто не вспомнит, что при Екатерине II «малыми эрмитажами» назывались спектакли, концерты, увеселительные вечера. Построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Входит в комплекс Большого Эрмитажа

Русский классицизм. Фото №9

    Комплекс зданий Адмиралтейства. Построенный в 1730-х годах Иваном Коробовым, в 1810-1823 был перестроен Андреяном Захаровым в духе классицизма. Получилось поистине грандиозное, стройное и величественное сооружение

Русский классицизм. Фото №10

    Старинная открытка, изображающая главные ворота Адмиралтейства. Симметричные скульптурные группы и лепной барельеф из гипса придают парадной арке въезда особенно торжественный вид

Русский классицизм. Фото №11

    Городская застройка Санкт-Петербурга: доминирует Исаакиевский собор, шедевр эпохи позднего классицизма (1818-1856; архитектор Огюст Монферран)

    Это как раз тот случай, когда надо «перейти на личности» и начать с Петра I, задумавшего и воплотившего этот шедевр градостроительного искусства, и Екатерины II, приветствовавшей искусство классицизма как воплощение идеи государственности - как она её понимала. (Годы правления Екатерины II - 1762-1796). Абсолютная монархия, основывающаяся на принципах эпохи Просвещения (которая, в свою очередь, ищет свой идеал в античной эпохе) - так можно вкратце сформулировать ее кредо.

Русский классицизм. Фото №12

    Екатерина II. Портрет кисти Ф.С. Рокотова, 1763 год

    Был и определенный запрос, как бы мы сегодня сказали, и в кругах дворянства, благодаря чему появилась русская усадьба в её классическом виде: центральный объём с портиком и колоннадой, два боковых симметричных флигеля, строгая гипсовая лепнина. Ничего, напоминающего причудливые формы барокко и рококо. Искусствоведы, кстати, отмечают, что в России барокко и рококо не пережили естественного упадка – настолько быстро они были вытеснены классицизмом.

    Однако, например, в таком шедевре классицизма, как Пашков дом в Москве, построенный в 1784-1786 годах архитектором Василием Баженовым, барокко присутствует некоей едва заметной тенью, обнаруживая себя в характере скульптур на фасаде. И, как говорят специалисты, даже в том, как дом поднимается из холма, в том, как выдается вперёд центральное здание относительно флигелей, есть некий барочный порыв. Тем эффектнее эта скрытая страстность контрастирует со строгостью фасада, с лаконичным рисунком его гипсовой лепнины. Крышу дома первоначально венчала статуя Минервы, богини мудрости (римский аналог греческой Афины Паллады). Для людей того времени это была не просто аллегория, а прямой отсыл к образу Екатерины II. (Позже статуя была утрачена.) Пашков дом – только один из примеров того, как русская культура работала с европейским «материалом», помещая его в особенный контекст, создавая для него новые гениальные формы.

Русский классицизм. Фото №13

    Василий Иванович Баженов (1738 - 1799)

Русский классицизм. Фото №15

    Пашков дом в наше время

Русский классицизм. Фото №16

    Утончённый лепной декор фасада, балюстрады и ротонды (Пашков дом)

Русский классицизм. Фото №17

    Он же - на старинной открытке

Русский классицизм. Фото №18

    Интерьер дома Пашкова

Русский классицизм. Фото №19

    Лепной декор в стиле классицизм: лев и лавровая гирлянда на воротах Дома Пашкова

Русский классицизм. Фото №20

    Лепной фриз: ритмично чередующиеся «сухарики» и розетки

Русский классицизм. Фото №21

    Дом Пашкова: статуя богини плодородия на фасаде здания

    В Москве много строил Матвей Фёдорович Казаков (1738 - 1812). Среди зданий-шедевров классицизма, принадлежащих его «перу», можно назвать, например, здание Сената в Кремле, где в настоящее время находится резиденция президента РФ, Голицынскую больницу (позже она стала называться 1-я Градская), церковь Космы и Дамиана на Маросейке. Казаков создает на удивление гармоничные пропорции, использует круглые в плане ротонды, увенчанные куполами, и очень лёгкий, изящный гипсовый лепной декор, благодаря чему характерные для классицизма прямоугольные формы не выглядят тяжеловесными. Столь же изящными были и интерьеры зданий по его проекту.

Русский классицизм. Фото №14

    Матвей Фёдорович Казаков

    Но вернёмся к Петербургу, к его строгой архитектурной мысли, к его парадным интерьерам. Забавный исторический факт: сам Наполеон, законодатель стиля ампир, увидев чертежи Таврического дворца (построенного в 1783 – 1789 годах по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова), высоко его оценил.

Русский классицизм. Фото №22

    Иван Егорович Старов

    Понять это можно. Здание построено в стиле зрелого классицизма, который еще называют русский ампир. Оно лишено всякого украшательства как снаружи, так и внутри. Фасады – ровные и гладкие, безо всякого руста, окна без наличников. Фронтон поддерживают шесть колонн дорического ордера. В интерьере – колонны ионического ордера, и те, и другие - гораздо более скромные, чем любимые предыдущими эпохами коринфские. Потолочные карнизы украшены лепниной из гипса в виде прямоугольных «сухариков». Мебель в стиле ампир, статуи, вазы оживляли общую картину. Архитектор отказался от анфиландности пространства в пользу отдельных функциональных зон. Современники подчеркивали «мужественный» облик дворца; именно это, видимо, и оказалось близким воинственному законодателю стиля.

Русский классицизм. Фото №25

    Так сейчас выглядит Таврический дворец

Русский классицизм. Фото №24

    Лепной декор и роспись зала Таврического дворца, располагающегося под куполом, стилизованы в духе античности. В настоящее время здесь проходят концерты классической музыки

Русский классицизм. Фото №23

    Гипсовый лепной медальон в окружении искусной росписи, имитирующей гипсовую лепнинину

    У дворца драматичная история. Люди суеверные могли бы счесть это едва ли не «проклятием Наполеона», но всё намного проще: здание разделило судьбу своей Родины. Сначала это была резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического, подаренная ему Екатериной II в честь присоединения Крыма (Тавриды). Однако князь мало бывал во дворце, занимаясь управлением Крымом, и здание постепенно стало ветшать. После смерти князя Потёмкина Екатерина II пресекла разграбление дворца управляющими и забрала его в казну. В 1906 – 1910 годах здесь заседала Государственная дума – именно в это время был переделан интерьер; потом Временное правительство, потом совет Рабочих депутатов. Идеи эпохи Просвещения оказались близки эпохе русской революции: построение нового, справедливого, прогрессивного будущего, такого правильного, такого «симметричного», такого пассионарного. Формы классицизма позже пригодились как база для нового стиля - так называемого сталинского ампира. Кстати сказать, и современная русская государственность с удовольствием использует ампирные темы в интерьере: античный ордер, строгую геометрию линий, прямые спинки мягкой мебели, столики на львиных лапах. Орлы, факелы, скрещённые стрелы, венки славы, лавровые гирлянды и греческая волна в лепном декоре и мебели - любимые декоративные мотивы в духе русского ампира.

    Но у архитектуры и интерьера эпохи русского классицизма есть и другое лицо, другая ипостась – менее парадная, более камерная и совершенно невоинственная. Русская усадьба эпохи классицизма – отдельная глава в истории стиля. Здесь есть выдающиеся образцы, такие как Останкинский дворец или Кусково, ныне функционирующие как музеи.

Русский классицизм. Фото №26

    Останкинский дворец сегодня

Русский классицизм. Фото №27

    Колонны ионического ордера, лепные фризы с изображением сфинксов и потолочные розетки, уложенные в строгие квадраты в соответствии с канонами стиля

Русский классицизм. Фото №28

    Кентавр. Скульптура в декоре Останкинского дворца

Русский классицизм. Фото №29

    Усадьба Кусково

    Но была и масса других, сейчас, к сожалению, уже утраченных «дворянских гнёзд» - простых, незамысловатых, по-своему трогательных. Строились эти дома из дерева и затем покрывались штукатуркой и лепным гипсовым декором. Колонны делали из брёвен, покрытых сверху фанерой и оштукатуренных. Руст на поверхности имитировали при помощи досок, которые потом, опять же, штукатурились. Треугольный фронтон в античном духе, симметрично расположенные два крыла дома… В интерьере общее впечатление дополняла мебель в стиле ампир, причём, конечно, не выписанная из Франции, а сделанная русскими крепостными мастерами по моде тех лет. В общем, всё было очень скромно.

Русский классицизм. Фото №39

    Старинная русская усадьба в стиле классицизм – центральный «персонаж» картины В. Д. Поленова «Бабушкин сад» (1878)

    Но, кстати сказать, и Останкинский дворец, резиденция графа Николая Петровича Шереметева, тоже выстроен из дерева (в 1792- 1795 годах, окончательно завершён в 1799-м; сейчас на реставрации). В проектировании и работах принимала участие целая плеяда талантливых архитекторов: Бренна, Кваренги, Кампорези, Старов. Трудились и крепостные мастера, самый известный из которых художник Аргунов. На первом этаже располагался театр, соединённый с «Египетским павильоном», на втором – жилые помещения. Колонны были сделаны из фанеры и оселкового мрамора – смеси гипса с мраморной крошкой и красителями, имитирующей мрамор. Не потому что он был дорог, а потому, что мраморные колонны слишком много весят: их веса просто не выдержали бы перекрытия и фундамент. Потолки были украшены гипсовой лепниной и расписаны, стены затянуты атласом и штофом (как это было сделано в «Голубом зале») или бархатом (как в «Малиновой прихожей»).

Русский классицизм. Фото №30

    Колонны из оселкового мрамора, скульптура и гипсовая лепнина в Останкинском дворце

    На сайте Останкинского дворца можно найти уникальные исторические документы – опись произведенных работ. Так, про «Голубой зал» читаем в разделе «Лепной декор» следующее (орфография оригинала сохранена): «Капители и базы гипсовые, золочёные. Над двумя парталами четыре свинкса (сфинкса) лепные золочёные и между их два ваза золочёные с фигурами». «В потолке блафон (плафон) писанный на холсте». «Вокруг блафона рама лепная, в поддугах мозаик с розетками».

Русский классицизм. Фото №31

    «Голубой зал» Останкинского дворца

Русский классицизм. Фото №32

    Лепные сфинксы и ваза крупным планом

    Уже из этого краткого описания рождается образ типично классицистского интерьера, построенного по законам симметрии (два портала, четыре сфинкса, две вазы), но столь детально проработанного, с такой фантазией украшенного!

    В оформлении Останкинского особая роль принадлежит скульптуре. Аполлон, Венера, Геракл, Амур и Психея, нимфы, кентавры и сфинксы, герои мифов создавали в доме графа Шереметева особый культурный контекст, атмосферу праздника, и – в то же время – атмосферу интеллектуальной и отчасти театральной игры. (Что, конечно, было близко хозяину – владельцу крупнейшего частного театра). Сейчас в музее, конечно, копии. Но и они блестяще справляются с созданием атмосферы утончённой парадности.

Русский классицизм. Фото №33

    Один из залов Останкинского дворца

Русский классицизм. Фото №34

    Скульптура из мрамора в оформлении Останкинского дворца: Венера

Русский классицизм. Фото №35

    …и бюст, установленный в нише, - типично классицистский приём

Русский классицизм. Фото №36

    …и ещё один бюст

    Закончим эту длинную историю «из жизни» русского классицизма другой – короткой. Вот она. Как и положено интерьеру в стиле русский классицизм, на почётном месте в одном из залов Останкинского дворца (в «Пунцовой гостиной») размещался портрет государыни. Но, по свидетельству историков, незадолго до завершения дворца Екатерина II умерла, на престол взошёл Павел I. Что делать? Граф Шереметев срочно велел написать портрет Павла I, поручив работу крепостному живописцу Ивану Петровичу Аргунову. Что он и сделал, ухитрившись не только создать шедевр в срок, к приезду государя, но и объединить в одном произведении два жанра – парадный портрет и интерьерную живопись. Ведь пунцовый бархат и золото на картине в точности повторяют главные декоративные акценты «Пунцовой гостиной».

Русский классицизм. Фото №38

    Пунцовая гостиная. Портрет Павла I – в типично ампирной раме: здесь и распростёрший крылья орёл, и скрещённые стрелы, и гирлянды славы

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.