Стиль барокко или тайна жемчужины причудливой формы

Изображение - Стиль барокко или тайна жемчужины причудливой формы

    В 17 веке первое звено в искусстве эпохи Возрождения – Италия теряет свое политическое и экономическое могущество, но, не утрачивая своих высоких культурных позиций, продолжает оставаться культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Церковь и знать нуждаются в демонстрации своего превосходства, но средств на постройку палаццо нет, и для создания иллюзии богатства и могущества они решают обратиться к искусству. Так на территории Италии зарождается барокко…

    Барокко пришел на смену архитектурному стилю эпохи ренессанс, и был с одной стороны его продолжением, с другой – бурной реакцией на те упорядоченные правила, которые были выведены в эпоху позднего ренессанса. В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении.

   «Гением барокко» называли итальянского зодчего Джованни Лоренцо Бернини. Современники находили его работы - площади, фонтаны, скульптуры, излишне театральными. Про себя же Бернини говорил, что сделал мрамор гибким, как воск и объединил скульптуру с живописью.

Giovanni Lorenzo Bernini

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №2

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №3

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №4

    Одним из его шедевров является собор Святого Петра в Риме, поражающий своими размерами и красотой внутреннего убранства. Созданный им шатер-киворий (балдахин) из черненной и позолоченной бронзы, высотой 29 метров, на четырех витых колоннах, украшенный бронзовыми скульптурами, издали кажется причудливой «игрушкой» в убранстве интерьера, но по мере приближения к алтарю, лепные колонны будто возносятся, а купол открывается словно небо.

Basilica di San Pietro, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №5

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №6

    Бернини столь виртуозно соединял мрамор разных цветов с деталями из позолоченной бронзы, что его скульптуры казались бестелесными – такова и композиция «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта-Мария-делла-Витториа…

Santa Maria della Vittoria, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №7

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №8

    Из Италии барокко распространился на север, в первую очередь в католические страны. Богатые и пышные интерьеры «церковного» барокко пришлись по вкусу европейским монархам. Так начинается эпоха «дворцового» барокко.

    Художественные возможности барокко были направлены на демонстрацию статуса и престижа заказчика. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. Их отличает пространственный размах, сильные контрасты масштабов, криволинейные формы и изобилие декора в убранстве фасадов и интерьеров. Тяга к необычным формам и прихотливым изгибам привела к появлению целого ряда лепных орнаментов, характерных стилю барокко: ролльверк – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями; ормушль – мотив, похожий на ушную раковину, сочетающий гротеск, картуш и ленточное переплетение, бандельверк – орнамент в виде переплетающихся лент. Роскошные барочные дворцы, украшенные лепниной и скульптурой, включались в грандиозные парковые ансамбли.

Würzburg Residence, Германия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №9

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №10

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №11

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №12

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №13

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №14

    Декоративный размах внутреннего убранства дворцов несравним ни с одной другой эпохой. В интерьерах барокко много цвета и крупных, богато украшенных деталей; парадные мраморные лестницы, скульптуры, сверкающие люстры, обилие лепнины и позолоты, большие зеркала, резные деревянные панели, роскошные гобелены, картины и фрески. Этому стилю присуща боязнь пустоты и статичности. Его привлекают динамичные образы, иллюзия бесконечности пространства и взаимопроникновения объемов.

Palais du Luxembourg, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №15

    Стилеобразующее и объединяющее начало в интерьере барокко всецело принадлежит лепному декору. Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Для достижения наибольшего живописного эффекта лепнина из гипса часто покрывается позолотой или окрашивается. Лепнина органично сочетает классические ордерные элементы и прихотливые растительные мотивы, образующие многоплановую структуру. Ее основу составляет строго симметричная композиция из пилястр или полуколонн, филенок, карнизов или падуг, плавно оформляющих переход от стены к потолку. Эту жесткую геометрически выверенную сетку заполняет декор в виде гирлянд цветов и плодов, букетов, акантов, маскаронов, трофеев, волют, а также ролльверков, бандельверков или ормушлей. В качестве акцентов в интерьере часто используются камины и скульптуры - кариатиды, атланты и путти.

Palazzo Reale, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №16

    Особое распространение во времена барокко получила настенная роспись: живописные вставки на стенах и потолках, часто решенные как обманки, и плафоны с перспективным построением композиции, имитирующие бесконечное пространство неба со струящимися облаками и фигурами, порхающими в этих облаках.

Würzburg Residence, Германия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №17

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №18

    Художники эпохи барокко искали красоту в своем воображении: религиозные сюжеты Караваджо, аллегории Тьеполо и братьев Карраччи, жизнеутверждающие портреты Рубенса, работы Сурбарана и Веласкеса. Достойными считались исторические и героические сюжеты, мифология подвергалась пересмотру, становились все более популярными городские пейзажи, жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. Портрет же должен был подчеркивать благородство и величие, а потому на парадных портретах эпохи барокко роскошные мантии, тяжелые драпировки, колоннады и балюстрады, античные жертвенники, и сами герои портретов в полный рост подобно памятникам. Мастерами статуарного стиля эпохи барокко являлись Ван Дейк и Рейнолдс, Рего и Лебрен…

Schloss Eggenberg, Австрия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №19

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №20

    Большую популярность в эпоху барокко имеют шпалеры или, как их называли во Франции, гобелены – односторонние тканые ковры без ворса из шерсти и шелка, выполненные вручную, часто с использованием золотых или серебряных нитей. Их отличают выразительные композиции, экспрессивные движения персонажей и смелые цветовые решения. Тканые изделия в эпоху барокко объединяются с декором помещений, для которых они создаются – с лепными украшениями стен и потолков, с настенной росписью, иногда вместо обрамления на них присутствуют порталы со скульптурными мотивами – атланты, кариатиды, цветочные гирлянды и арабески. Качество гобеленов в эпоху барокко стало настолько высоким, что они вполне могли конкурировать с живописью.

Château de Vaux-le-Vicomte, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №21

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №22

    Тканям в эпоху барокко уделялось особое внимание. Кроме шпалер, в интерьере использовали парчу, генуэзский бархат; в Лионе, в период расцвета барокко выпускалась атласная ткань с мелким растительным рисунком, получившая широкое распространение в оформлении интерьеров. К концу XVII века в моду вошла материя с изображением картин японской и китайской тематики: восточных пейзажей, красочных цветов и птиц. Материей обтягивали стены и украшали будуары, широко использовали в обивке мебели.

    Характерным элементом интерьера эпохи барокко являются бронзовые люстры с хрустальными подвесками. Подвески обычно выполнялись в виде дубовых листов и подвешивались непосредственно к металлическому каркасу. Изначально в изготовлении люстр использовался горный хрусталь, который в XVII веке был очень дорогим. Во второй половине XVII века открыли хрусталь искусственный, из-за присутствующей в нем окиси марганца он имел слегка фиолетовый оттенок. Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко.

Parc et château de Versailles, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №23

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №24

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №25

    Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. В изготовлении мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево; широкое распространение получили декоративные накладки из позолоченной бронзы. Стулья, диваны и кресла обивались дорогими тканями; прямолинейные формы сидений часто сменялись криволинейными; ножки стульев и кресел изгибались или имели пирамидальную форму. Кровати - обязательно с балдахинами и покрывалами. В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» - комплект гармонирующей друг с другом мебели.

   Во Франции барокко послужил идеи прославления монархии. Людовик XIV оставил миру наиболее яркий пример – Версаль. Превращенный за несколько десятилетий из охотничьего замка в уникальный дворцово-парковый ансамбль, Версаль стал примером слияния искусств: пышной архитектуры, скульптуры, живописи, ландшафта. В эпоху «короля–солнце» он являл собой своеобразную сцену: сады Версаля с фонтанами и бассейнами, каскадами и гротами были местом празднеств и барочных увеселений, становились естественными декорациями для опер Жана- Батиста Люлли и пьес Мольера…

    Версальский дворец поражает масштабностью, его парковый фасад раскинулся на 640 метров, а Зеркальная галерея, на протяжении 73 метров удивляет картинами, скульптурами и зеркалами – непременными атрибутами барокко.

Parc et château de Versailles, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №26

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №27

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №28

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №29

    Все счета по строительству Версаля сохранились до сих пор, в переводе на евро это ни одна сотня миллиардов.

    Так называемым «русским» барокко были различные стилевые вариации. Нарышкинское, Строгоновское барокко частично уходило от древнерусских традиций. Голицынское барокко – церкви, ротонды в Дубровицах и Перово - имения князя Бориса Голицына уже заимствовало западные принципы, например, сложную лепнину и архитектурную форму.

    Эпоха Петра I дала импульс развитию русского барокко. Дело отца с успехом продолжила Елизавета Петровна, особо любившая итальянское искусство. Пышное елизаветинское барокко ознаменовалось перестройкой дворца в Петергофе по моделям Версаля, созданием Зимнего дворца, ансамбля Смольного монастыря и других архитектурных шедевров Франческо Бартоломео Растрелли, потомка обрусевшего итальянского архитектора.

Зимний дворец, Россия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №30

    Сегодня стиль барокко в отделке интерьеров возрождается, что отчасти можно объяснить современными реалиями. Этот стиль своего рода визитная карточка - он позволяет воплотить желания состоявшихся в жизни и состоятельных людей, подчеркнуть их достаток и статус. При оформлении барочного интерьера необходим тонкий вкус и следование исторически сложившимся принципам стиля, чтобы не переступить незримую границу, за которой может исчезнуть ощущение ансамбля и элегантной роскоши.

    Коллекция лепнины в стиле барокко.

Ещё по теме /
Фото - По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Фото - Скульптура - русские богатыри. Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Фото - Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декорЧертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.