Венский модерн: предвестник модернизма

Изображение - Венский модерн: предвестник модернизма

Современный интерьер в духе сецессиона.    
Автор проекта: Наталья Куретнева (студия интерьера «Доминанта»)

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №2

    Квадратное кресло из кожи, прошитой квадратами, нередко можно увидеть в современном интерьере, принадлежащем какому-нибудь «продвинутому пользователю», почитателю высокого авторского дизайна. Это кресло-кубик так и называется – Cubus. Спроектировал его в далеком 1910-м году Йозеф Хоффман, мэтр венского модерна.

    Позвольте, модерн? Но есть ли здесь что-нибудь хотя бы отдалённо похожее на текучие природные линии модерна, ар нуво, либерти (как этот модерн называли в разных странах)? На плавные изгибы волн и вьющихся растений? На лестницу в особняке Шехтеля? Или на вышивку «Удар бича» Германа Обриста? (Пример, давно ставший хрестоматийным.) Ничего!

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №3

    Кресло Cubus (слева) и Йозеф Хоффман (справа)

    И здесь нет никакой ошибки – венский модерн, или сецессион, - проявлял себя в характерных жёстких геометрических формах, отчего у себя на родине и получил название quadratstil – «квадратный стиль». (Позже мы обнаружим похожие в творчестве архитекторов-функционалистов - группы «Баухаус» в Германии, Ле Корбюзье во Франции и их последователей по всему миру.)

    Йозеф Хоффман, организатор «Венских мастерских», в которых на заказ могли спроектировать всё – от дома «для тех, кто это может себе позволить» до авторского кресла и от кресла до эксклюзивной брошки - был учеником знаменитого архитектора Отто Вагнера. Тот построил немало зданий в новом для своего времени стиле и за 20 лет преподавания в Венской Академии художеств (с 1894-го по 1914-й) взрастил немало последователей. Его архитектура – характерный пример венского модерна. Например, комплекс из трех домов, центральный из которых – собственный дом архитектора. Если дом, стоящий слева, спроектирован вполне в духе рационализма, который исповедовал Вагнер, то есть вполне «квадратный» и абсолютно лишённый украшений, то собственный его дом – в основе такой же «прямоугольный», однако с лепным декором в духе эклектики: изящными арабесками и скульптурой.

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №4

    Комплекс из 3-х домов по проекту Отто Вагнера (слева). Портрет Отто Вагнера (справа)

    У Вагнера были собственные доходные дома, построенные по его же проектам. В архитектуре этих многоквартирных зданий уже много общего с типичными домами-коробками ХХ века, но что их отличает, так это изящный продуманный декор, наложенный на плоскость фасада – гипсовая лепнина или майолика. Например, так называемый «дом с подтяжками» - подтяжками остроумные современники Вагнера прозвали вертикальные полосы гипсового декора (на этом примере прекрасно видны вертикальное членение фасада и общая «прямоугольность» архитектурного решения). Или, например, дом с золочёными пальмовыми листьями и медальонами. Плоскость дома словно покрыта золотыми украшениями. Однако вместо кесарей древности на стилизованных «монетах» - современные люди, изображённые в романтическом ключе – «герои нашего времени».

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №5

    "Дом с подтяжками" Отто Вагнера

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №6

    Доходный дом по проекту Отто Вагнера

    Похожие приёмы мы встретим в живописи Густава Климта (1862-1918)– центральной фигуры венского сецессиона. У него огромное наследие, но он широко известен публике благодаря своей картине «Поцелуй», которая до сих пор широко тиражируется. Искусствоведы считают, что на художника повлияло искусство византийской эпохи, а с другой стороны, старинная японская графика. На картине видно, как фигуры влюблённых словно уходят в плоскость полотна, густо покрытую золотом с орнаментом в виде символических знаков. На наших глазах они, так сказать, «становятся легендой». История, рассказанная художником, приобретает вневременное значение и уже тянет на миф.

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №7

    Портрет Густава Климта (слева). Картина «Поцелуй» Густава Климта (справа)

    В среде профессионалов, связанных с дизайном интерьера, популярно так называемое климтовское дерево: до сих пор в интерьерах, стилизованных в духе начала ХХ века, нет-нет оно где-нибудь да «прорастёт»: в витраже, мозаике, гипсовом панно, на поверхности мебели…

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №8

    Густав Климт: Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание - Древо жизни - Свершение

    И дерево, и фигуры, очень похожие на фигуры в «Поцелуе», существуют в одном историческом интерьере в Брюсселе - на мозаичном панно в обеденном зале дома Стоклё. Промышленник и меценат Стоклё заказал это панно Климту как самому современному и передовому, по его мнению, художнику. Климт постарался выразить в этой работе идеи сецессиона так, как понимал их он: интерьер – штучный, живопись – очень декоративная, и при этом глубокая, многоуровневая. Картину (или панно) можно «читать», о нём можно размышлять, и, кстати, это отличный повод для беседы с гостями! (Наверняка приёмы семьи Стокле проходили нескучно: ведь Климт в этой своей работе задал все темы, которые обычно обсуждают на званых ужинах – и для серьезного первого блюда, и для легкомысленной чашечки кофе в финале.) Кроме Климта, в декоре интерьеров принимали участие многие художники «Венских мастерских», в том числе Коломан Мозер, Елена Маковская, Франц Метцнер. Сам же дом в духе «квадратного» стиля венского сецессиона спроектировал глава «Венских мастерских» Йозеф Хоффман. Сегодня дом Стоклё по праву называют музеем сецессионизма.

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №9

    Интерьер обеденного зала дворца промышленника Стокле в Брюсселе

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №10

    Дворец Стокле. Брюссель. Бельгия

    Венский сецессион – содружество архитекторов и художников, призывавших к отказу от историзма и вообще всяческого консерватизма. Оно было основано в 1897 году Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом (и другими). Характернейший образец архитектуры и декора эпохи и стиля – собственно Дом венского сецессиона (1897—1898), построенный по проекту Ольбриха. Дом удивлял своим видом современников, так как, во-первых, знаменовал собой полный отказ от ордерной системы в архитектуре, а во вторых, был украшен куполом в виде кованого лаврового дерева, затейливым гипсовым декором и надписью «Var Sacrum» («Весна священная»). Так назывался выпускаемый сообществом журнал, а кроме того, название содержало намек на избранность членов сообщества и на «священную» новизну того, чем они занимались. По их представлению, они переживали рождение нового дизайна. Да так оно и было.

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №11

    Портрет Йозефа Ольбриха (слева). Дом венского Сецессиона(справа)

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №12

Венский модерн: предвестник модернизма. Фото №13

    Дом венского Сецессиона

Ещё по теме

Опубликовано: 17.05.2016

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога – «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и – шире – как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Читать полностью

Скульптура - русские богатыри.

Опубликовано: 19.03.2016

Русские богатыри

Компания «Александрия» выпустила коллекционные игрушки для ООО «Меченосец». Одна серия фигурок посвящена богатырям, другая – солдатам Великой Отечественной войны. О том, как рождался образ каждого конкретного героя, как воплощался в материал - наше интервью со скульпторами, начальником производства и художником компании «Александрия».

Читать полностью

Чертоги хипстера, сталинский ампир, лепной декор

Опубликовано: 13.02.2016

Чертоги хипстера

Причинно-следственные связи правят миром. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто ты, и я скажу, в каком интерьере ты будешь счастлив. Сегодняшний выпуск нашего блога адресован молодому, самодостаточному, модному мужчине. Хипстер - это не только и не обязательно любовь к артхаусному кино, к современной симфонической музыке, модным гаджетам и нетуристическим маршрутам.

Читать полностью

Земля – меч – самолёт

Опубликовано: 02.12.2015

Земля – меч – самолёт

Статуэтка, выпущенная ограниченным тиражом для «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»

Читать полностью

Лепной декор Эрмитажа

Опубликовано: 01.12.2015

Лепной декор Эрмитажа

Эрмитаж – это целый комплекс зданий на Неве, включая Малый Эрмитаж и Зимний дворец, построенный в 1754 – 1762 годах по проекту Бартоломео Растрелли (так называемый четвёртый Зимний дворец). Это главное здание Эрмитажа, настоящий шедевр в стиле елизаветинского барокко.

Читать полностью

Заказать обратный звонок

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.